С приходом весны настало время разобраться: что же у тебя висит и стоит в платяном шкафу? Если висит Tommy, в углу стоят Timbers ("тимы"), и ты знаешь толк в FUBU, то все в идеальном порядке - как показывает практика, эти вещицы прекрасно сочетаются. Дело в том, что они принадлежат одному стилю - тебя поймут и в Северной Америке, и в Токио, и в России.
История одежды хип-хопа в лицах
Во второй половине семидесятых с улиц Нью-Йорка донесся новый и необычный звук. Это было не что иное, как начало восхождения хип-хопа, который в скором времени разнесся по кварталам и ночным клубам мегаполиса, а двадцать лет спустя, окрепнув, получил самое широкое признание во всем мире.
В наиболее простом своем сценическом проявлении - это сочетание упорядоченного за счет ведущего бита звукового ряда и речитатива, укладывающегося в размеренный ритм. Однако это также своеобразный мир, который обслуживает собственный стиль, язык жестов и визуальных образов (граффити).
Несмотря на то, что возникновение хип-хопа связано с уличной афро-американской атмосферой, его популярность не ограничивается культурными или географическими привязками. Хотя, безусловно, присутствует определенная стилизация. Любопытно, что в 1994 году, согласно компании Soundscan, которая отслеживает продажи музыкальных записей, три четверти всего объема продаж альбомов рэп-исполнителей были приобретены "белыми людьми". К тому же все большая и большая часть молодежи перенимает образ поведения и характерные черты внешнего вида своих кумиров и апологетов хип-хоп культуры.
Индустрии моды мейнстрима понадобились долгие 20 лет практических опытов с направлениями развития хип-хопа, чтобы приблизиться к их разгадке. По словам критиков, заинтересованность модельеров хип-хоп мотивами получила развитие благодаря возможности получать значительную прибыль за счет освоения этого сегмента рынка. Поэтому не раньше, чем такие столпы, как Run DMC, Suger Hill Gang и Kurtis Blow начали "откладывать золотые яйца", мировая общественность уделила внимание хип-хопу. Как всегда, компании ориентировались на "профессионального покупателя". В любом случае, уникальность заключается в том, что и маленькие игроки, и представительные компании в мире моды, ориентированные на широкую аудиторию, черпают новые идеи у тех же представителей разросшейся хип-хоп семьи.
Задолго до того, как серьезные модельные агентства обратили внимание на зародившееся направление, маленькие независимые дизайнеры занимались поисками и обшивали тех же привередливых представителей культуры. Таким образом, до того как дело было поставлено на широкую ногу, из-под швейной машинки ограниченными партиями выходили авторские работы, которые можно было купить в розничных магазинчиках.
Сегодня большинство молодых модельеров занимаются не только дизайнерской работой, но также сами шьют одежду. С развитием какого-либо стиля или направления эти люди получают возможность обслуживать интересы и пристрастия его представителей, т.е. они растут параллельно с новым движением. Характерным примером может послужить мода на широкие джинсы - трубы. Это заслуга двух молодых людей - Мило и Жака Рева, чье революционное изобретение перевернуло взгляд на традиционные денимы во всем мире. По словам знающих людей, именно они оказываются ближе к улице и ее стихии, и поэтому им виднее, какие настроения преобладают в интересующих их группах. По этой причине лучшие коллекции обычно удаются молодым людям в возрасте 18-25 лет. Они наиболее быстро реагируют на новые реалии и тенденции.
Кстати
Согласно небезызвестному журналу Esquir, не так давно наиболее стильным и знающим толк в гардеробе (причем не только своем) был признан не кто иной, как рэппер Andre3000 из уважаемого дуэта Outkast. Его можно видеть в щегольском одеянии вызывающе-розовых, оранжевых или ярко-зеленых оттенков (что было бы немыслимо еще 5 лет назад) в компании с коллегой по цеху Big Boi.
Из прошлого в настоящее
Хип-хоп культура начинается, прежде всего, с музыки. С тех пор, как в голове пионера диск-жокея Cool Herk зародился хип-хоп в ранние 70-е, утекло много воды и произошли качественные изменения, оказавшие влияние на развитие музыки и, соответственно, тенденции прикида.
С той далекой порой зарождения, которую сегодня характеризуют как "старая школа" ("old school"), неразрывно будут связаны кроссовки Puma с толстыми шнурками (в них было удобно танцевать брейк), торговая марка Kangol, цепи, браслеты, кольца и другие украшения из килограммов золота и платины, баскетбольный тренировочный костюм "Мой Адидас". Именно в таком образе, который впоследствии перешел в стереотип, рэп-тусовщики предстали перед зеваками на восходе своего вступления в мир.
Тогда не предполагалось, что хип-хоп когда-нибудь станет модным направлением. Это было не более чем выражением новой точки зрения, переосмысленным мироощущением. Как все новое, хип-хоп явился своего рода протестом, и изначально культура впитала в себя дух улиц, непринужденного общения и была проникнута повседневной жизнью афро-американских подростков. Это было откровением, и, конечно, обретением будущего. И здесь уместно упомянуть "крестного отца" хип-хоп культуры Africa Bambaattaa, который считается ее безусловным праотцем.
Мешковатые и несоразмерные штаны, которые, видимо, можно одевать и через голову, спортивный трикотаж подчеркнуто большого размера, неповторимые дорогие 'туфли' - все эти вещи сегодня стали общепризнанным стандартом хип-хоп сообщества. Благодаря разросшемуся видеорынку, популяризации клипов и специализированным глянцевым журналам, можно в любую пору оставаться подкованным в любом вопросе касательно "стиля улиц". Не будем забывать, что в этой, как и любой другой стихии, доверие и признание является определяющими.
В этой связи можно вспомнить славные времена, когда Run-DMC щеголял в лоснящемся нейлоновом костюме от Adidas, что было примером для подражания. Также для каждого мальчугана в квартале пределом мечтаний была увесистая цепочка для карманных часов - атрибут, который пришел с Public Enemy.
Сегодня молодое поколение и энтузиасты хип-хоп культуры следуют правилам, устанавливаемым многочисленными кумирами и законодателями мод в одном лице - как, например, P. Diddy (как бы он себя не именовал), Method Man, M. Jordan. Хип-хоп- активисты гордо несут свою культуру, которая привлекает все больше взоров сочувствующих. Для характеристики данного явления существует свой термин "bling-bling", которым зачастую пользуются, когда речь заходит о наиболее распространенных элементах и деталях одежды (как правило, кричащих, бросающихся в глаза, дорогих и блестящих драгоценностях).
По словам некоего Мое, работающего в Монреале в магазинчике, предлагающем стильную уличную одежду, к ним заглядывают и дети 12 лет, и взрослые за 30, которые интересуются своеобразной повседневной одеждой, в коей они, тем не менее, выделялись бы из общей массы.
Повседневный гардероб и непреходящие ценности
Головной убор
Однажды у LL Cool J поинтересовались, не разбирает ли его смех, когда он встречает белых ребят в FUBU.
- Нет, если они платят за вещь!" - ответил тот.
Начнем с головы. Бейсбольная кепка и по сей день - неотъемлемая часть любого хип-хоп- озабоченного энтузиаста. Традиция берет свое начало еще с тех времен, когда Дэймонд Джон занялся производством панам и кепок под маркой FUBU (сокращение For Us, By Us - "Для нас, нами"). В свою очередь, продукцию дизайнера из Нью-Йорка начали частенько замечать на голове рэп-исполнителя LL Cool J, который явно к ней пристрастился.
Дэймонд Джон предлагает тысячи расцветок, форм, покроев и оформительских решений - есть из чего выбрать.
Следующая культовая вещь хип-хоп стиля - бандана. Можно остановиться на традиционном хлопковом платочке или на варианте a la Ja Rule (название по чернокожему исполнителю). Для большего эффекта подойдет сочетание двух контрастирующих оттенков. Зачастую подойдет все, что можно расценить как головной убор, - от минималистской повязки для волос до вычурной шапки или кепи.
Безрукавки, рубашки и толстовки
Что касается этой части, безрукавок и толстовок, то первым делом стоит упомянуть облюбованные капюшоны, которыми в большинстве случаев и заканчивается эта разновидность гардероба. Здесь же большой популярностью пользуются футбольные трикотажные изделия и пуловеры. Правда, спрос на них не постоянен и зависит от веяний и капризов хип-хоп-тусовки. Конечно, рубашка на пуговицах на пару размеров больше, чем требуется, всегда подчеркнет твое самоопределение.
Заслуга исполнителя Jay-Z , помимо всего прочего, в том, что с его подачи в моду вошли сорочки в тонкую светлую полоску.
Мешковатые штаны
По этой части - чем шире и просторнее, тем грандиознее.
Это самое что ни на есть непререкаемое правило в рассматриваемой культуре. При этом стоит обратить внимание на наличие множества карманов. Большие накладные - дело преходящей и безудержной моды, которая неизбежно претерпевает изменения и которая отражает историю развития всего движения.
Спортивный костюм
Как ни назови эту составляющую внешнего вида настоящего поклонника хип-хопа, совершенно ясно, что спортивный костюм - явление до такой степени родное и устоявшееся, что слезы умиления наворачиваются на глаза. К тому же, здесь производители предлагают массу новинок, и один костюм краше другого, следующий отличается технологичной завершенностью, третий изготовлен из материала последнего поколения. Велюр, нейлон, полиэстер... "Главное, чтобы костюмчик сидел".
Обувь
В это трудно поверить, но легендарный баскетболист Майк Джордан до сих пор остается кумиром для молодого поколения последователей хип-хопа. В глубине души многие хотели бы походить на него. Поэтому кроссовки остаются излюбленной обувью. Также распространение получили ботинки "чакка". Наиболее признанными марками являются Timberland, Lugz, Stacy Adams.
Помимо этого можно выбирать из ряда все тех же баскетбольных кроссовок и ботинок в стиле "брейкер". Среди других компаний можно обратиться к Nike и Adidas.
Наконец, если вы пребываете в поисках 'спецодежды', имеет смысл обратить внимание на коллекции двух менее известных, но в равной степени модных брендов: Marithe & Francois Girbaud и Akademiks.
Томми Хильфигер - вне конкуренции
Однако не все авторитетные компании в мире моды страдают от нехватки внимания со стороны хип-хоп сообщества. Томми Хильфигер, например, добился успеха благодаря тому, что сумел пройти по шаткому мостику и найти грань дозволенного между бескомпромиссностью улицы и молодежной классикой.
Его одежду и обувь носят первые лица известной культуры, которые привыкли сами судить, "кто есть кто" в этом мире. Кажется, многие исполнители, начиная со Snoop Doggy Dogg и KRS-One, а также почитатели их таланта, оценили то, что делает Tommy, в то время как другие представители рэп-тусовки, как, например, Q-Tip из A Tribe Called Quest, даже воспевают и поминают вещи чуткого кутюрье самым добрым словом в текстах своих бессмертных сочинений.
Отличительная черта успеха коллекций, представляемых Хильфигером, в среде хип-хопа - не только в яркости, красочности работ и соблюдении устоев покроя, вышивки, но также в наступательных маркетинговых стратегиях и умении замечать детали и предвидеть тенденции. В то время, как большинство модельных агентств и компаний смотрели на образовавшееся явление несколько свысока и пренебрежительно, Томми Хильфигер охаживал наиболее известных рэп-заказчиков и делал на них ставку в своем далеко идущем деле. Его звездным часом стало представление Snoop Doggy Dogg в 1994 году, когда исполнитель предстал перед аудиторией, с ног до головы облаченный в торговую марку Томми. Благодаря этому выступлению шмотки Томми были представлен на суд широкой публики, и по некоторым оценкам продажи компании достигли в тот год 90 миллионов долларов.
Примером серьезного успеха и признания также можно считать то, что хип-хоп дошел до места паломничества своей исторической родины - Белого дома в Вашингтоне, где на Рождественской елке покачивается Санта, наряженный самим Томми Хильфигером.
А если прошвырнуться по мегаполисам мира, то можно увидеть, что этот стиль завоевал уже столько поклонников, что вправе кичиться своей популярностью. Со времен 70-х, отзвучав на уличных площадках неспокойного Бронкса 70-х, хип-хоп проделал поистине долгий и триумфальный путь.