«Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей».
Виктор Гюго
В текстильных, фарфоровых и пластиковых куклах зрители с восторгом узнавали знакомых с детства сказочных персонажей, героев литературных и живописных произведений. На выставке представлены работы восьмидесяти кукольников, создавших свои творения под впечатлением от полотен Густава Климта, Веласкеса, Модильяни, Венецианова, Кустодиева, Дега и многих художников.
Авторская кукла – не просто игрушка или элемент интерьера, это соединение продуманного до мелочей образа с кропотливой ручной работой, в которую каждый кукольник вкладывает частичку себя самого. Для многих кукла – это член семьи и трогательное воспоминание о детстве. Каждая авторская кукла, представленная на выставке, – это целый уникальный мир, воплощение творческого замысла художника, его видение и личное отношение к определенному шедевру живописи, скульптуры или графики. Забавные и комичные, печальные и трогательные, иррациональные и фантазийные, куклы дают зрителям возможность по-новому взглянуть и осмыслить творчество многих величайших живописцев, рисовальщиков и скульпторов.
Творчество многогранного испанского художника Пабло Пикассо вдохновило сразу трех кукольников: Дима ПЖ обратился к раннему периоду творчества Пикассо, Наталью Победину вдохновил «розовый» период Пикассо, а Лариса Чуркина остановила свой выбор на знаменитой «Девочке на шаре».
Работа Галины Саксоновой - это персонаж одной из картин знаменитого фламандского живописца Питера Брейгеля Старшего. Ирина Захарова создала свою куклу по мотивам картины В. Серова «Девочка с персиками». Нужно отметить, что ее кукла привлекла особое внимание публики – толстушка с румяными щечками сидит прямо на персике и за обе щеки уплетает спелые яблоки.
«Кроваво-красный конь, к волнам морским стремящийся с истомным юношей на выпуклой спине…» (Р. Ивнев). Художник Ольга Егупец представила свой вариант пророческого произведения Кузьмы Петрова-Водкина «Купания красного коня».
Современные художественные куклы могут быть выполнены из классического фарфора, современных пластиков и даже текстиля; по способу изготовления они подразделяются на три основные категории. Во-первых, это уникальные куклы (one-of-a-kind), выпущенные в единственном экземпляре, Такая тонкая работа выполняется, как правило, из современных «кукольных» пластиков, которые позволяют очень тщательно и аккуратно вырисовывать мельчайшие детали (мастера: Дима ПЖ, Наталья Победина, Анки Даанен, Ивонна Флипс, Нита Анжелетти, Лора Скаттолини и др.) С классическим фарфором работать гораздо сложнее, хотя есть в кукольном мире художники, способные сотворить настоящее чудо и из фарфора - Джудит и Лючия Фридеричи, Ардис, Алла Беляева. С текстилем работают российские кукольники Ольга Андрианова, Ирина Захарова, Татьяна Овчинникова.
Одним из новых течений в сегодняшнем кукольном мире стало изготовление так называемых репликантов — точных копий старинных кукол известных фирм, ставших в наше время антикварными. В экспозиции Галереи Вахтановъ представлены куклы репликанты известной немецкой художницы Гудрун Котаска. Многие художники с удовольствием принимаются за изготовление портретных кукол.
Выставка будет проходить с 19 мая по 11 июня 2006 в зале №1.
История кукол. В толковом словаре русского языка о кукле сказано, что она является детской игрушкой в виде фигурки человека. Одно из первых исторических упоминаний о кукле связано с именем древнеегипетской царицы Клеопатры. Исторические источники утверждают, что у Клеопатры была целая кукольная коллекция, которая была для своей хозяйки чем-то вроде журнала мод: именно по эскизам кукольных нарядов царица заказывала облачения для торжественных церемоний.
С XVII века в Европе куклы были посланниками моды, например, парижские модницы, чтобы поделиться последними тенденциями с далекими от столицы провинциалками, посылали им в подарок разодетых кукол.
Считается, что первая художественная кукла в единственном экземпляре была создана во Франции в 1881 году знаменитым художником Эдгаром Дега. Это была восковая статуэтка Petite Danseuse («Маленькая танцовщица»), одетая в самое настоящее тканевое платье и представленная широкой публике на выставке импрессионистов в Париже.
В Россию первые заграничные куклы с очаровательными восковыми личиками и необыкновенно пышными париками попадали из Англии, Франции и Германии. Это были очень дорогостоящие «безделицы» в натуральных шелках и в кружевах тончайших плетений. В XVII — XIX веках и российские мастера освоили изготовление фарфоровых красавиц, само собой, такие салонные куклы в детские руки попадали нечасто: они не были игрушками, они были призваны воспитывать хороший вкус и учить бережливости.
История художественной куклы в России закончилась, как и многие другие «буржуазные пережитки», сразу после Октябрьской революции. На смену изысканным фарфоровым красавицам с натуральными локонами пришли безликие резиновые пупсы. И только в 1997 году, спустя долгие 80 лет, искусство создания авторской художественной куклы начало постепенно возрождаться. Огромную роль в этом сыграла Ирина Мызина, открывшая в 1997 году Галерею Вахтановъ, в которой на тот момент было всего 20 кукол.
Именно тогда многие российские художники получили возможность выставить свои работы, многие из которых прошли путь от новичка до опытного титулованного художника, чьи работы выставлялись в международных галереях Европы. Теперь Галерея Вахтановъ – это единственная в России галерея, где можно увидеть творения художников разных стилей - от традиционных классических кукол до авангардных и фантазийных. В настоящее время в галерее представлены работы более 300 известнейших российских и зарубежных художников.
Юлия Ершова