К школьной форме можно относиться очень по-разному. Когда-то она была темно-синей и черной с пришпиленным значком октябренка или алым галстуком пионера, которые были символом эпохи. Нынешнее поколение и не догадывается, что когда-то форма одежды школьника утверждалась Советом министров некогда союзной и нерушимой республики СССР.
Символы в одночасье ушли вместе с униформой, но осталась проблема и смешанные чувства. С одной стороны, стало понятно: что-то произошло и в то же время стало очевидно: чего-то не хватает. С другой стороны, все, казалось бы, разрешилось само собой – все, как ни странно, оказались обуты и одеты. Остальное – по ходу дела. И так продолжается с начала 90-х, когда вопрос о том, что и как носить, выносится на рассмотрение совета школы или родительского комитета, а то и вовсе собрания, которое можно проводить хоть еженедельно – как Бог на душу положит. Отечественное Минобразования нынче все больше лишь ненавязчиво советует…
Вместе с тем, в Германии, например, педагоги также никак не могут решить этот же вопрос. Лишь ограниченное количество школ (три, по некоторым подсчетам) непреклонно продляют жизнь традиционному облачению ученика - в большинстве же учебных заведений студенты пользуются безграничной свободой и сами решают, в чем выйти к классной доске. Руководство других общеобразовательных учреждений ломает голову и проводит эксперименты в этой области, стараясь выработать решение, которое устроило бы всех – и учеников, и преподавателей. Ведь основная проблема, с которой сегодня сталкивается не только школа, но и образовательные заведения разного толка – молодежная мода и юношеский максимализм (своего рода позитивный экзбиционизм), которые предполагают выделение из однородной массы, яркость и, конечно, поклонение лейблам, фирмам и кумирам. Вместе с тем все понимают, что если даже пошивом униформы ненароком займется известный модельер, это ни к чему не приведет: индивидуальность и имидж – правят юными умами.
Учитывая это противостояние шкрабов с озлобленными гумпленами все большее внимание привлекают удачные инновационные разработки. Например, опыт высшей школы в Гамбурге, где вместо нескладной уставной униформы жуткого покроя был введен дресс-код (которому, кстати, находится место и в обычной школе). Студиозусов обрядили в ласкающие взор светлые джинсы и уютные свитера, футболки и рубашки - демократично и в то же время удобно и модно. Более того, с нововведением качественно изменилась атмосфера в учебном заведении: исконная зависть и высокомерие пошли на убыль.
“Мы выяснили, что когда студенты носят униформу или стандартизованные вещи, одежда как показатель статуса становится менее значимой”, - отмечает Оливер Дикхойзер (Dickhäuser), исследователь университета Гиссена, учувствовавший в разработке эксперимента.
Между тем, когда разговор доходит до униформы, грех не вспомнить о родине всех пуристов - Великобритании – законодательнице мод в этом смысле. Школьная роба элитных бизнес-прайвитов берет свое начало еще в благотворительных богадельнях 60-х годов и от нее, похоже, отказываться не спешат. Ведь Англия, как известно, умеет несмотря ни на что хранить свои традиции, а форма – это уже непреходящий символ. Кроме того, она выполняет другую важную функцию, являясь своего рода визитной карточкой учащегося, который призван ею гордиться.
Однако повсюду найдутся критики и скептики – в том числе и за океаном, призывающие не размениваться на глупости, а заняться серьезными вопросами ожирения подрастающего поколения и нехватки учебных пособий.
Пока суд да дело, каждый решает по-своему: быть или не быть школьной форме и стоит ли обращать внимание на опыт соседей. Может быть, действительно ни к чему – мы и сами с усами. К тому же чем дальше, тем больше дров и к тому времени как образование окончательно станет платным, вопрос потеряет всякую актуальность: деньги сами снимут вопрос с повестки дня.
Читай также: "Всегда готов. Рассуждения пионера в День пионерии" >>>