Елена Врублевская, президент Тибетского дома в Москве: о Ричарде Гире, Роберте Турмане, Далай-Ламе и путях постижения истины-2
Тибет всегда привлекал внимание людей своей непостижимой тайной, запредельной мудростью и связью с глубоким прошлым. Читайте продолжение интервью с председателем Тибетского дома в Москве Еленой Врублевской.
Здесь я не могу удержаться от вопроса о Его Святейшестве. Учитывая масштабы этого удивительного человека и его загруженность, вам выпала редкая возможность прямого общения с ним. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о Далай-Ламе…
Это было очень сильное переживание. За десять месяцев у нас было три аудиенции у Далай-Ламы, поэтому, наверное, тоже можно говорить об особых связях. Далай-Лама действительно необыкновенный человек: ведь в одном лице он и правитель, и духовный наставник. Далай-Лама – это человек, который заботится о хлебе насущном для своих подданных и в то же время помогает им жить духовной жизнью. Где еще, в какой культуре верховный лидер дарует настолько мощный позитивный посыл своему народу? Пожалуй, только в Тибете. Наверное, поэтому фигура Далай-Ламы и привлекает таких людей как Роберт Турман или Ричард Гир. Действительно, Далай-Лама, поразительный человек с мощной светлой энергетикой, мудрый и чрезвычайно информированный.
При этом Далай-Лама в своих книгах всегда напоминает, что он лишь простой монах…
Вообще скромность – тибетское свойство, историческая традиция этого народа. Поэтому выходцам с Тибета тяжело прижиться на Западе, несмотря на то, что среди них достаточное количество специалистов. Когда тибетец приходит в иностранную компанию, на вопрос «расскажите, что вы умеете делать», он не может красиво ответить, презентовать себя и рассказать о своих достоинствах. Их характеризует отсутствие тщеславия. Например, в процессе общения с монахами можно интуитивно уловить, кто из них старше по рангу. Но сами они никогда в этом не признаются. И обращаясь к монаху с просьбой о получении учения, можно не сомневаться, что он, скорее всего, предложит другую кандидатуру для ответа, но не свою, мотивируя это тем, что сам недостоин давать поучения.
Действительно, я тоже обратил на это внимание на фестивале «Тибет». С ламами можно было свободно общаться, задавать вопросы и даже принимать участие в обрядах.
Такова была изначальная концепция фестиваля, залы работали интерактивно. Основная задача состояла в том, чтобы посетителям ни что не мешало лучше узнать тибетскую культуру.
А чем Тибетский дом в Москве порадует нас в будущем?
В наших планах проведение музыкального фестиваля. Затем вас ждет встреча с фестивалем буддийского кино. Кроме того, существует масса других программ.
Основная деятельность Тибетского Дома сосредоточена на трех основных программах. Первая - это просветительская программа, включающая в себя проведение лекций по восточной философии и духовным практикам с участием дипломированных ученых-востоковедов, философов и известных практиков, семинаров по йоге, участие в радио- и телевизионных проектах, а также издательскую деятельность.
Это и благотворительная программа, в рамках которой Тибетский Дом осуществляет строительство школы-интерната для тибетских детей-беженцев в тибетском поселении индийского штата Карнатака, строительство отеля при монастыре Гьюдмед, расположенного там же.
Еще Тибетский Дом организует туры для всех желающих посетить тибетские поселения на юге Индии и монастырь Гьюдмед, а также удивительную ни на что непохожую страну Бутан. И, конечно, наш долгосрочный проект, который мы проводим каждый год – это уже знакомый вам Тибетский фестиваль.
Среди ваших партнеров - Центр тибетской культуры и информации, расскажите о его деятельности.
Центр возглавляет господин Таши. Его задача знакомить наших соотечественников с историей, культурой и буддийской философией Тибета. Советник по культуре и религии сопредседатель Тибетского дома в Москве Лама Церинг Дхондуп читает лекции о Дхарме. Это своеобразное представительство Далай-Ламы в Москве. Любой желающий всегда может получить здесь исчерпывающую информацию о Тибете.
Елена, и все же, как вы считаете, чем вызван столь пристальный интерес к Тибету и к буддизму в крупных городах? Что лежит в его основе, попытка решить при помощи буддийских методов психологические проблемы или в большей мере духовный поиск?
По всей видимости, оба довода справедливы. Иногда, таким образом, люди ищут способы борьбы с повседневным напряжением, стрессами. Кроме того, наша страна сейчас несколько дезориентирована в идеологическом отношении. И здесь интерес к буддизму тоже не случаен.
В его основе традиция, уходящая в тысячелетия. До сих пор она передается из уст в уста, практически без искажения. Общаясь с носителями этой традиции, чувствуешь, как прикасаешься к чему-то подлинному, древнему, энергетически насыщенному. Почему такой трепет вызывает тибетская тханка в руках или созерцание мандалы? Дело в том, что они не созданы человеком в силу собственной рефлексии, как это принято в западном искусстве. Они существовали в таком виде с незапамятных времен и сохранили в себе память о прошлом.
Хотя конечно, вокруг этого существует некая мода. Сложно сказать, чем она вызвана, но можно предположить, что это когда-нибудь закончится, многие изменят интересы, а кто-то свяжет с буддизмом свою жизнь, что самое главное.
Я глубоко убеждена - путей достичь истины и прийти к Богу существует много. Все зависит от уровня и способности придерживаться той или иной линии, традиции, независимо от принадлежности к конфессии. Просто для некоторых форма буддийской философии оптимальна, точна, доступна и понятна.
«Тибетский Дом в Москве»
Следуя примеру одноименных организаций в Индии, США, Италии, Испании и других странах, образованный в 2004 году «Тибетский Дом в Москве» ставит перед собой задачу изучения и сохранения уникальной культуры Страны снегов. Одно из крупнейших мероприятий, проводимых «Тибетским Домом в Москве», является фестиваль «Тибет: традиции, искусство, философия», который проходит при поддержке «Тибетского Дома в Нью-Йорке» и его бессменного президента Роберта Турмана, автора книг о буддизме и Тибете, ставших настоящими бестселлерами в США. С момента своего основания «Тибетский Дом в Нью-Йорке» является центром духовной жизни наиболее прогрессивных представителей американского общества, объединяющим и голливудских звезд, и крупных ученых.
Соучредители «Тибетского Дома в Москве» (Галерея Елены Врублевской и компания «Monks-Art») известны в России как инициаторы наиболее значительных событий, представляющих широкой аудитории самые разные грани тибетской культуры. На протяжении четырех лет, предшествующих созданию Тибетского Дома, ими было проведено более пятидесяти культурных программ в разных городах России и постсоветского пространства в сотрудничестве с тибетскими монастырями Гьюдмед, Копан, Гьюто и Намгьял, тибетским институтом исполнительских искусств (TIPA),институтом медицины и астрологии Мен-Ци-Кханг, известными тибетскими музыкантами и танцорами, а также современными российскими художниками, фотографами и музыкантами, черпающими вдохновение в теме Тибета.
(Окончание следует)
Читайте также:
Роберт Турман: профессор-тибетолог, первопроходец-психонавт и отец Умы Турман
Ученые раскрыли буддийский секрет счастья
Древняя статуя Будды, легендарные воины-гурки и вся экзотика Непала в Москве
Духовный мир буддийской культуры в центре столицы
Жалсанов Виктор-Отхон: музыка бурятских степей или как оживают забытые традиции