Будь в курсе

Загадки мыса Рытого

В центральной части Байкала на западном берегу, напротив самого широкого места Байкала, расположен мыс Рытый. Здесь нет никаких поселений, одиночные катера, не приставая к берегу, проплывают мимо, до этого места не доходят никакие автомобильные дороги, и здесь нет даже тропы по побережью. Местные жители старательно избегают посещений мыса, именуя это проклятым местом, но, разговорившись, могут поведать много зловещих и загадочных историй, связанных с этой местностью.

Стоит добавить, что этот мыс входит в территорию Байкало-Ленского заповедника, и чтобы здесь высадиться на берег нужно специальное разрешение от администрации заповедника. Заповедный режим территории в сочетании с местными запретами посещать проклятое место, сделали свое дело: только редкие одиночки осмеливаются заходить вглубь ущелья.

Заинтригованный услышанными ранее рассказами о феноменах этого мыса я решил подробнее расспросить об этом местных жителей и сходить вглубь ущелья в "запретную для посещений территорию". Рассказ об автомобильном ночном перегоне по побережью Малого моря до Южного кордона заповедника, откуда катером мы добрались до мыса Рытый, на этот раз я пропускаю и перехожу к тому, что собственно удалось узнать о мысе Рытый.

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ
Запретные для посещений местности известны с давних времен в мифологии народов разных стран. У буддистов Монголии - это Агарти - "запрещенная территория в центре Азии, в окружении охранительных песков Гоби". У тантристов Тибета - загадочная и недоступная Шамбала, спрятанная от внешнего мира кольцом неприступных гор. На Памире, широко известная своими светящими НЛО, "памирская" аномальная зона. На Урале - Пермский треугольник.

На Байкале подобной запретной для посещений людьми зоной является священный мыс Рытый, особо почитаемый как бурятами, так эвенками и тунгусами. Сакральное значение мыса для местного населения столь велико, что его ставят в один ряд с легендарной Шаман-скалой (мыс Бурхан) на Ольхоне, по древнему преданию считавшейся призрачным дворцом для самого главного и старшего из тринадцати сыновей божественных тэнгриев, опустившихся в незапамятные времена на землю вершить суд над людьми.

Стоит особо подчеркнуть, что мифологическая значимость мыса Рытый для непосвященных сегодня менее известна, чем, например, знаменитый мыс Бурхан на Ольхоне, но территория мыса Рытый остается запретной для посещения и в наши дни, а значит, по поверью местного населения, духи до сих пор не покинули это место. Ни под каким предлогом, ни один из местных жителей, не соглашается не только входить в ущелье, но даже высаживаться здесь на берег.

С тоскливым чувством подстерегающей нас опасности поздно вечером мы высадились на пустынный берег мыса. Катер, не задерживаясь, спешно отчалил от запретного берега. Перед этим капитан, соблюдая традицию, брызнул спиртным и долго рассказывал о наваждении этого места, когда с завидным постоянством напротив этого мыса беспричинно ломается техника, шалят приборы и проваливаются под лед машины. Как и положено, при подходе именно в этом месте у нас на катере тоже лопнула алюминиевая топливная трубка низкого давления, что теоретически практически маловероятно.

Познакомиться в живую с феноменом мыса Рытого я решил после услышанного однажды от Александра Бурмейстера, выросшего в этих местах, рассказа, что на этом месте в очень древние времена был город, о существовании которого не сообщалась ни в одном из существующих источников. Этот неизвестный город, подобно недавно сенсационно открытому южно-уральскому городу ариев - Аркаиму, пленил воображение: неужели и на Байкале возможны подобные открытия? Зимой со льда в бинокль Саша показал мне отчетливо читаемую искусственную каменную стену, о существовании которой не знали даже в администрации Байкало-Ленского заповедника. В дополнение немного мистики добавили отпечатанные впоследствии фотографии, необъяснимым образом на отпечатанных фотографиях именно этого места обнаружилась необычное искривление пространства, которое нельзя было отнести к дефектам пленки или фотопечати.

Объектив камеры запечатлел необъяснимый пространственный феномен. По имевшим у меня тогда сведениям, ни о каком древнем поселении там учеными не было известно, и никакими данными об уфологических наблюдениях в этом районе я также тогда не располагал. Все, что было мне известно умещалось в скупые строки, составленного ранее мной, путеводителя: "Мыс Рытый относится к сакральным местам Прибайкалья. По старинным бурятским преданиям, мыс Рытый является "страшным и священным местом", где живут сердитые боги, сыновья божества Ухэр, посылающие сильные ветры. Это наиболее сухой участок на северо-западном побережье Байкала. Образован наносами р. Риты. Конус выноса вдается в Байкал на 2,5 км. На поверхности наблюдаются свежие следы селевых выбросов - глыб и валунов. Здесь зарегистрированы неоднократные катастрофические селевые выбросы в Байкал грязекаменных потоков с деревьями и дерном.

Долина реки оставляет гнетущее впечатление. Она труднопроходима из-за россыпей крупных камней. Здесь часто в землю бьют молнии, а зимой напротив мыса каждый год возникает становая трещина во льду. Пересохшие рукава речки создают впечатление, что мыс изрыт узкими извилистыми оврагами, направленными в Байкал, отсюда и название мыса - Рытый. Долина реки считается у бурят священной и запретной для посещения. Местные жители беспрекословно выполняют древние правила: это место не посещают женщины, после посещения долины мужчины оставляют там стельки из обуви. Если же в вверх пади забредает скот, никто не решается выгнать его оттуда, ведь они стали достоянием Тэнгри и его сыновей, которые по преданию ревностно охраняют вход в ущелье".

По данным "Энциклопедии чудес" Игоря Царева в мире насчитывается более 500 достаточно мощных геоактивных зон - аномальных местностей, в которых отмечается активное специфическое воздействие сил неизвестной природы на человека. Это влияние может быть как положительным (сакральное место), так и отрицательным (геопатогенная зона). В таких зонах наиболее высока вероятность наблюдения светящихся уфологических объектов, встреч с "гоминоидами" ("снежными людьми"), случаев необъяснимых явлений в психике людей, "вещих снов" и т.д. В районах тектонических разломов коры и в зоне сейсмической активности обычно активно проявляется воздействие различных факторов на эволюцию биосферы и на человеческие сообщества. В научный оборот введен, даже, специальный термин - теллурическое излучение разломов, настолько же непонятный и спорный для специалистов, как торсионное поле Земли. Распространено мнение, хотя бесспорных доказательств этому нет, что подобные аномальные зоны теоретически могут благодатно воздействовать на развитие человеческой цивилизации.

В геопатогенных зонах, наоборот, человек по наблюдению врачей быстрее устает, стареет и умирает. По современным гипотезам ученых возникновению геопатогенной зоны могут способствовать особенности местного рельефа: близость и расположение подземных тектонических разломов, пересечение водных подземных потоков, проходящих на разных уровнях под руслом высохших рек, радиоактивный фон местности, электрический потенциал атмосферы и т.д. Например, известная аномальная зона в Крыму на горе Демирджи, по одной из версий стала таковой из-за растений эндемиков, выделяющих в утренние часы летучие вещества, способные вызвать у людей галлюцинации.

Наблюдения и опыт людей, несколько поколений, которых проводят в одной и той же местности среди природы достаточно длительное время, выделяют из окружающего пространства, как места силы, так и опасные для здоровья людей территории. В первых, из них со временем возникают святилища, туда приходят молиться и просить у духов помощи, вторые из них, так называемые, геопатогенные зоны, становятся проклятыми местами, запретными территориями для посещений людьми. Чем дальше от таких территорий, тем больше в рассказах о таких местах фантастических подробностей о чудесах и устрашающих примеров о таинственных заболеваниях и преждевременных смертях посетителей этих мест. Причем, характерно, что этот "эффект плацео", известный у психологов как самовнушение, особенно усиливается на расстоянии, чем дальше от объекта, тем он кажется таинственней и загадочней.

РАДИАЦИОННАЯ ВЕРСИЯ
Из анализа многочисленных рассказов очевидцев напрашивается вывод о возможном повышенном радиоактивном фоне в ущелье реки Рита. Первоначально в пользу этой версии говорили свидетельства о систематических случаях заболевания после посещения этих мест. Один из моих знакомых рассказал, что сразу после возвращения с мыса Рытого заболел один из участников экспедиции, в одиночку поднявшийся на одну из близко расположенных к Байкалу вершин и некоторое время просто полежавший на голой земле. Он болел около года. Александр Бурмейстер также подтвердил, что все некогда постоянно проживающие на мысе Рытом преждевременно умерли и сейчас уже никто не живет на этой местности. Деревянные дома полностью разрушились и заросли травой. Возникла даже гипотеза, что люди получали смертельную дозу радиации, обнаружив радиоктивную породу с золотом, которую набирали и пытались вынести с Рытого, спрятав за пазухой. А легенды о проклятии специально придумали, чтобы отпугнуть возможных охотников за золотом.

Геологи, подтвердили, что в глубине ущелья реки Рита есть проявления золота и полиметаллов, но повышенной радиации, способной смертельно облучить людей, там нет. Радиометрическая съемка здесь проводилась геологическими партиями "Сосновгеологии" в конце 60-х годов прошлого века. В то время не было портативных дозиметров, и для работы дозиметра требовался целый рюкзак батареек, что могло быть поводом для выборочного замера радиоактивного фона на маршруте. Вместо батареек геологи предпочитали нести с собой больше тушенки и, возможно, замеры производились не по всему маршруту, а выборочно. Поэтому, геолог, который непосредственно работал в те времена в геологической экспедиции, порекомендовал нам ходить там с портативным, современным дозиметром, так на всякий случай. И попутно рассказал о геологах, нашедших в 40-х годах на Байкальском хребте радиоактивную руду и получивших смертельную дозу при выносе найденных образцов, так что до Москвы с образцами смог добраться только один из них. Замер радиационного фона, произведенный нами на выносах мыса Рытый дал прыгающие показания от 0,25 до 0,35 мрн/час, это примерно в два раза выше других смежных территорий побережья Байкала, но не превышает допустимой дозы в 0,5-0,6 мрн/час. Данные проводившихся замеров "Сосновгеологии", затеряны где-то в архивах и недоступны для анализа, поэтому ответ о радиационном фоне остался для нас открытым до следующей экспедиции в это место.

ШАМАНСКИЕ ПРЕДАНИЯ
Перед высадкой на священный мыс мы заехали посоветоваться о правилах посещения этого места к ольхонскому шаману Валентину Хагдаеву, получившему пятое посвящение, и знавшего как никто другой местные древние шаманские предания. Вспоминая, слышанное им ранее от стариков, он стал рассказывать: "Много тысяч лет назад память о событиях в этих местах ушла в область степных преданий. В этом месте захоронен Ухэр-нойон, владыка Северного Байкала, отец семи ветров от мыса Рытый до северной оконечности Байкала. Ухэр-нойон вместе с сыновьями жил в ущелье. Это место было всегда особо почитаемо, грозно и опасно. Вибрации мыслеформ в этой местности проявляют себя до сих пор наиболее зримо, чем где-либо. На горьком опыте сотен поколений людей, когда люди внезапно умирали от посещения этого места, был объявлен запрет входить в ущелье. Этот запрет соблюдается и сейчас. Ни один бурят не войдет в это ущелье по собственной воле. Когда два бурятских охотника соблазнились обилием белки и соболя в ущелье и, нарушив запрет, вошли в ущелье, через год оба они умерли.

Ольхонские старики говорили мне 30 лет назад, что в этом месте сходилась граница территорий между землями охотничьими, пахотными и для выпаса скота и лошадей. Из-за давнего спора за владение землями мыса однажды разгорелся спор о шаманской силе между эвенкийским, якутским и бурятскими родами. На великую битву от каждого рода вышло по шаману и богатырю. Шаманы заявили, чтобы нам биться с молниями, нам нужны скалы с расщелинами без деревьев, и удалились в ущелье. Богатыри, сказали, чтобы нам разминаться, нам нужна просторная земля без растений, и остались на равнине мыса. Началась великая битва, продолжавшаяся ни одни сутки, однако в этой схватке, так никто никого и не одолел. После битвы трех шаманов и трех богатырей это место стало проклятым. Битва разбудила дух, захороненного здесь, Ухэр-нойона, и на плодородную равнину скатился ужасный сель, перемешав всю землю огромными камнями.

Раньше была традиция через каждые три года ходить на мыс для проведения специального обряда жертвоприношения духу Ухэр-нойона, чтобы он смилостивился. В центре мыса было священное дерево, а на входе в ущелье святилище. Только шаману дозволялось доходить до святилища. Шаманы молились черной ночью, на перевернутом черном котле. Но преемственность этой традиции была нарушена, и теперь дух мстит всем людям, посещающим местность, где захоронено его тело. Не знаю, сохранилось ли святилище до наших дней. Уже давно там никто не был. Если пойдете туда, сойдя на берег, обязательно упадите на правое колено - это обряд почитания. Сварите кусок баранины, чтобы распространился ароматный запах. Мясо можете съесть, но кости не выбрасывайте, а сожгите их разложив по форме тела. Если нет барана, произносите мысленно: "Мы на земле ваших обычаев, делаем жертвоприношение, чем есть. Извиняемся. Прости нас непосвященных. Будьте осторожны, дух может прислать вам медведя или волка".

Другую легенду удалось узнать от работника Байкало-Ленского заповедника В. Трапезникова. В его редакции эта легенда звучит так: "Было у Байкала три дочери. Первую, покровительницу вод небесных, звали Лена. Имя второй - Ангара. Ее ласкал и лелеял сам Байкал. Третью, хозяйку вод подземных, звали Ритой. В небесах здешних жил суровый бог Тэнгри. Было у него два сына: Азмэ, который правил молнией, и Алмэ, хранитель грома. И как это часто бывает порешили однажды Байкал и Тэнгри старшую дочь Байкала выдать за Азмэ, а среднюю за Алмэ. Сговор их услышал свободолюбивый ветер. Он знал, что Ангара мечтает об Енесее, а Азмэ и Алмэ все время вьются около загадочной Риты, и ветер решил помочь сыновьям Азмэ и Алмэ самим распорядиться своей судьбой.

В назначенное время он устроил светопредставление. С огромной скоростью ветер стал носиться по горам, круша все на своем пути. Небосвод затянуло тяжелыми тучами, в свисте ветра непрерывно грохотал Алмэ и швырял молнии Азмэ. Улучив момент, в шуме разбушевавшейся стихии, Ангара и Лена кинулись наперегонки к своим возлюбленным. Ангара встретилась с Енисеем, а Анай, будучи обласканный Иликтой, не проявил решительности и опоздал на встречу с Леной. Гордая Лена не простила этого своему возлюбленному и до самого океана она течет до сих пор под своим именем. Каждый год от обилия талых и дождевых вод в долинах Аная слышится могучий рев - это Анай просит прощения у Лены. Узнав о случившемся, Тэнгри страшно разгневался. Своей волей он навеки превратил братьев Азмэ и Алмэ в каменные утесы. Они стоят друг против друга, охраняя долину Хыр-Шулун, но им никогда не спуститься к красавице Рите. Когда в горах гремит гром и сверкают молнии, это братья стараются привлечь внимание озорной Риты. Но нет у нее ответных чувств. Слишком молода она и всю свою энергию тратит на озорство и шалости, скрываясь, не доходя до Байкала, под камнями и землей".

В самом деле конус выноса реки Рита напоминает о бушевавшей здесь некогда неуправляемой стихии: изрытая селем степь, нагромождения огромных валунов, невидимые подземные ручейки реки Рита. И как напоминание о ревнивых окаменелых братьях грома и молнии - непрерывная череда дождей в ущелье. Стоило нам углубиться внутрь ущелья, как безоблачное небо внезапно затянули грозовые тучи, и начался страшный ливень с молниями, причем нам было хорошо видно, что всего в нескольких километрах на берегу Байкала по-прежнему ярко светит солнце и там не падает ни одной капли дождя.

Опасения шамана о том, что духи ущелья могут прислать нам - непрошеным гостям, волка или медведя к счастью не сбылись. Но чувство тревоги преследовало нас все дни, будто кто-то непрерывно за нами наблюдает. В самом конце нашего пешеходного маршрута. во время обеда, нас атаковала громко жужжащая, большая, размером с грецкий орех, пчела, так что мы были вынуждены вскакивать от накрытого стола-валуна и убегать от пчелы, которая постоянно норовила сесть на спину. Ее особенностью было - большое тело и два длинных жала, наподобие ласточкина хвоста, в конце туловища.

Раньше таких больших пчел нам не приходилось видеть. Уже вернувшись в Иркутск, после расспросов охотоведов, встреченная нами пчела была предположительно отождествлена с редко встречающимся видом самых больших земляных пчел, которые не вьют гнезда, а устраивают их в земле. Земляная пчела ревностно охраняет свою территорию рядом с гнездом и нападает на людей, если те приближаются к гнезду. Ее укус крайне больной, так что укушенный может от неожиданной боли даже упасть с лошади. В разных регионах их называют по-разному: на Лене - шершень, у тунгусов - медведка. Встречается такая земляная пчела довольно редко, и по-своему нам повезло увидеть ее в природных условиях и в нападении. А шаман после этого рассказа удовлетворенно заметил: "Это духи проявили себя. Наверное, вы не так разложили косточки жертвоприношения."

Окончание следует.

Читайте также:

Yoki.ru откроет тайны Байкала: подробности экспедиции на мыс Рытый.

Валентин Хагдаев: ортодоксальный шаман в центре мегаполиса.