В душном и тесном мире обыденности, не нужно думать. Да и не хочется. В голове циркулируют шаблонные фразы, почерпнутые из «ящика». Поток сознания, словно заезженная пластинка постоянно проигрывает одну и ту же мелодию, навязанную модным радио-диджеем. Мысли как вата и даже в книгу заглянуть нет желания. Хорошо бы вырваться из этих тисков и удалиться подальше от города, но завтра на учебу, или на работу. Тогда остается выйти на улицу, и, скажем, пройтись по городу. Например, по Арбату.
Старый Арбат и прилегающие к нему улицы – это особый мир. По ним приятно просто прогуливаться, слышать тишину и думать. Здесь царит атмосфера умиротворения. Волею случая, а может даже согласно чьему-то хитроумному замыслу, по соседству на Никитском бульваре обосновался Государственный музей народов Востока. Одно из немногих в Москве мест, где можно по настоящему отдохнуть головой. Это уникальная площадка, где время замирает, а сам ты погружаешься в необыкновенную обстановку, чужое пространство всепоглощающей экзотики. Так ты оказываешься в Японии, Тибете или Корее не покидая центра Москвы. Ты с удивлением обнаруживаешь, что Россия – это не только Москва, Питер и Центральный федеральный округ, но еще и Калмыкия, Бурятия и Чукотка.
Человеку, который привык по вечерам отправляться в «Пропаганду» или «Кантри-бар» поглощать текилу - это может показаться забавным. Мне тоже так казалось, пока я не прочитал фундаментальный академический труд «Военное дело чукчей» и не узнал, что среди жителей России полтора миллиона буддистов, исповедывающих, между прочим традиционную для нашей страны религию. А когда ты слышал последний раз новости из Чукотки или Тувы? Чем живут там люди, такие же граждане, как и ты?
Музей Востока помогает избавиться от ощущения, что ты живешь на отдельном острове. Здесь начинаешь представлять настоящие масштабы собственной страны и то, насколько разные люди ее населяют.
Музей Востока поселился 30 октября 1918 года в здании, примерно за век до этого построенном знаменитым итальянским архитектором Доменико Жилярди. Он имеет статус научно-исследовательского института и все кому небезразличен Восток, всегда может рассчитывать на интересные выставки и лекции, которые читают спецы-востоковеды. В музее наиболее полно представлено искусство Средней Азии, Кавказа, Закавказья, Казахстана, Бурятии, Дальнего и Ближнего Востока и Африки. Он может похвастаться крупнейшей коллекцией произведений Японии, Ирана, Индии, стран Юго-Восточной и Центральной Азии.
Здесь древняя средневековая скульптура, в том числе буддийская, национальная и традиционная живопись. Живопись в свитках, каллиграфия, текстиль и ювелирные изделия. Помимо этого экзотическое оружие разных стран, например, кривые «крисы» малайского архипелага и даже миниатюрные японские скульптуры нэцкэ. Причем - это не попсовый фэн-шуй и гипсовые поделки, все предметы аутентичные, они дышат стариной и экзотикой.
Примерно с такими думами я направлялся сегодня утром в Музей Востока, чтобы посетить выставку «Духовный мир буддийской культуры». Буддийское искусство я открыл для себя года три назад и настолько проникся, что стараюсь не пропускать ни одного связанного с ним события. На фоне прошлогоднего грандиозного октябрьского фестиваля «Тибет», выставка в Музее Востока выглядит менее сногсшибательно. Но это только в первом приближении. Сегодня мне повезло, я увидел более 300 шедевров.
В таком полном объеме подобное искусство в музее Востока демонстрируется впервые.
В основном экспозиция состоит из образчиков традиционной буддийской религиозной живописи танка и скульптуры малой формы, созданные в Тибете, Монголии, Китае, Индии и Непале..
Традиции проведения подобных выставок восходят к 1919 году, когда в Петрограде открылась "Первая буддийская выставка", где экспонировались коллекции, собранные русскими учеными и путешественниками. В последующие годы это искусство представлялось в контексте национальных культур и сохранялось в музейных собраниях лишь в качестве памятников религиозному искусству и этнографии.
По мнению ученых, коллекция принадлежит к тибетскому сакральному искусству, получившему распространение на огромной территории, начиная со второй половины XVIII в. Это редкие в музейных собраниях иконы большого и среднего горизонтального формата, которые могли использоваться как части интерьера буддийского храма. Чрезвычайно интересны и иконы, отличные от российских религиозных традиций или иллюстрирующие редкие тексты, в том числе тибетские медицинские трактаты.
Временные рамки коллекции определяются XVI-XX вв. Нижний ее предел представлен самыми уникальными в собрании двумя танками предсказательного характера, созданными под влиянием древней тибетской религии бон. Выставка демонстрирует ряд традиций буддийской живописи в пределах влияния тибетской культуры.
Честно говоря, что-то раскрывается в душе и сознании, когда стоишь напротив потемневшей от времени танка, понимая, что она вполне могла украшать стену одного из храмов Лхасы. И покидая Музей Востока, глотнув вновь московского воздуха, мир уже не кажется таким пресным. Помимо вязкого пространства одноликих бутиков и продуктов под брэндом Церетили, есть что-то более глубокое и душевное, хотя и не всегда до конца понятное.
Выставка продлится до 11 июля 2005 г.
Читать эту статью на английском: Spiritual world of Buddhist culture in the city center