Знаменитому американскому бунтарю 70-х годов, автору нашумевшей книжки " Как выживать и сражаться в стране полицейской демократии" Эбби Хоффману сейчас пришлось бы несладко. Большинство изложенных им рецептов по обману Системы теперь не работают, настолько далеко шагнул прогресс.
Вот скажем общественный транспорт. Хоффман предлагал несколько способов бесплатного проезда. Но если бы он попробовал сунуться в московский автобус или троллейбус сегодня… Зловещий стикер «Зайцы ходят пешком!» и турникет на входе в салон заставили бы его призадуматься.
Началось все еще в 2001 году с маршрутов, проходящих по Зеленограду. Эксперимент принес успешные плоды и увеличил доходы от продажи проездных билетов на 50 процентов. С 2003 года было принято решение о внедрении системы на автотранспорте Москвы.
Горожане, столкнувшиеся с нововведением в виде «электронных кондукторов», пропускающих пассажиров в салон автобусов только по билетам и проездным документам тоже сначала ударялись в рассуждения и чуть ли не лопались от негодования, некоторые матерились. Но затем по русской традиции поумерили пыл и вроде даже привыкли. Хотя стычки на остановках в час пик за право проникнуть в автобус или троллейбус - обычное дело.
Однако реформа окучила еще не все средства наземного транспорта. «Голыми» остались многие трамваи, часто попадаются не оснащенные турникетами их «рогатые» собратья – троллейбусы и «безрогие» автобусы.
Теряя сферу, влияния в них стал гораздо активней действовать «антизайцевый спецназ» - контролеры. Они стали злей и беспощадней к «зайцам». Обычно, действуя в группе по три-четыре человека, спортивного вида ребята перекрывают выходы и устраивают зачистку салона. Если безбилетник отказывается платить штраф, то его вполне могут под конвоем доставить в ближайшее отделение милиции.
Иногда под видом «контры» работают мошенники. Эти любят запугивать правовыми последствиями, злоупотребляют легким физическим воздействием, преследуя основную цель, стрясти с «клиента» хоть какие-то наличные. В любом случае, чтобы сохранить чувство собственного достоинства, нужно знать не только свои обязанности, но и права, уметь отличать настоящего контролера от его преступного клона. Тем более, если ты честный пассажир, а не «заяц».
На вопрос «где ваш билет» ты вправе попросить контролера предъявить документы, разрешающие ему данный род деятельности.
Это может быть удостоверение контролера, жетон контролера, контрольный лист и квитанции в котором указано какие конкретно автобусы он может проверять. Если что-то не хватает, или срок действия удостоверения вышел, «контру» можно смело посылать «в сад». Служба билетного контроля Мосгортранса утверждает, что в Москве ежедневно десятки молодых людей пополняют свой бюджет под видом ревизоров.
Не вздумай вступать в словесную перепалку с контролером, оскорблять его, или пытаться с ним спарринговать, ведь он может оказаться настоящим и банально подать на тебя в суд. Хотя это только теория, но лучше не давать «контре» такого шанса, зачем тебе лишняя головная боль…
Не выходи вместе с контролерами на безлюдной остановке, или возле которой не наблюдается поста милиции (ДПС, ГИБДД и т.д.). В случае развития неблагоприятной для тебя ситуации предложи сам «контре» пройти в отделение милиции и там оформить документы либо выплатить штраф через суд. Обычно контролерам жаль терять время на очередного «зайца» и они просто могут попрощаться с тобой в грубой форме.
Ты не обязан отдавать «контре» собственные документы. Внимательно изучи их контрольный лист. Он строго регламентирует их время работы и маршруты, которые они вправе проверять.
Не будь легкой добычей: отказывайся выходить на улицу, обещай подать в суд или пожаловаться в вышестоящие инстанции.
Кстати, контролеры, есть практически во всех цивилизованных странах, и штрафы там за безбилетный проезд суровее наших. Например, в Вашингтоне «зайцу» придется выложить $100, в Риме (в пересчете на доллары) – $59, в Хельсинки – $57.
Разумеется, данные рекомендации рассчитаны на экстренный случай. Всякое бывает. Например, можно посеять свою льготную студенческую карточку, а ехать нужно срочно. Конечно, лучше заплатить за проезд и ехать спокойно по своим делам.
Выживание в городе: Мобильник в твоих руках. Как его не упустить.
Читать эту статью на английском: "Hares" go walking: how to survive on public transport