«Я такой дядечка особенный, много лет просидел в пыли, так что трясти меня не надо» (с) Петр Мамонов из альбома «Зелененький»
55 лет исполнилось замечательному поэту, музыканту, актеру и режиссеру Петру Николаевичу Мамонову. Последние годы он живет в деревне, в город выбирается только на свои выступления. Очередной, на этот раз юбилейный концерт под названием «Петру Николаевичу - 55» состоится 25 апреля на сцене Театра Эстрады. Программу выступления составят спектакль "Мыши + Зелененький"
Накануне концерта в столичном клубе «Дума» журналисты получили возможность пообщаться с легендой русского рока. Хотя сам Петр Николаевич легендарным себя не считает. По признанию Мамонова? он обычный человек, а не «мрачный вещун» или «утонченный московский денди», как его порой называли в СМИ.
Первым делом Петр Николаевич объяснил, что специально к концерту ничего не готовит: «Как умею, так и спою. Подрыгаю ножками, может, повеселю вас. Весь я ваш, так получилось. Правда.
Играть будем те песни, которые мне нравятся, из последних альбомов. Для актера что самое главное? Появиться на сцене. Тот зритель, который не понимает, что происходит, через три минуты уходит. Ведь как он думает, если спектакль называется «Шоколадный Пушкин», то это, наверное, что-то про Пушкина».
Затем в свойственной ему неповторимой манере Петр иколаевич рассказал о себе.
О ЖИЗНИ
«Вот представляете, живу я в деревне зимой три месяца. У меня там работа есть: и физическая, и стихи я пишу. Пошел у меня период светлый, весь я искрю и светом заливаюсь. Останавливаюсь потом, думаю, алё, подожди. Вот, думаю, может, кто-то услышит, кому-нибудь будет полезно.
Я только вам это отдаю. Работа такая. Я один из вас. Для себя ничего не удается накопить. Жил бы себе спокойно, себе бы оставил... но не могу, так вот устроен… Значит, наверное, на своем месте, свое дело делаю. Поэтому об этих всех юбилейных датах я и не думаю. Ну что она для меня может значить? Умирать, может быть, завтра. Вот я втюрился недавно в дерево на машине, чуть не помер. И не в первый раз. Вот она смерть, рядом».
О ТВОРЧЕСТВЕ
«Все, что имел, все, что приходило в голову, со школьных лет вам отдавал.. Анекдотик там какой, еще там что, Мамон расскажет… Родился таким. Поэтому нет в этом моей заслуги. Есть на этот счет очень хорошая притча. Когда ослица входила в Иерусалим и везла на себе Бога, ей бросали пальмовые ветви под ноги. Она то думала, что это все ей. Вот так и мы актеры и другие публичные люди думаем, что это нам рукоплещут. На самом деле все иначе».
О РАБОТЕ
«Всякое бывает. Бывает, долго ничего не выходит, а бывает, вдруг за два дня альбом записываешь. Это нормально. Нужно не боятся все перечеркнуть, выкинуть и начать сначала».
О ЗРИТЕЛЯХ
«Мои любимые зрители - которые из провинции в театр попали. Бывает так, что вдруг где-то со второго отделения безудержный гогот начинается. Настоящий, деревенский, сочный гогот. Их не интересует, что это какой-то там лучший спектакль такого-то года… Они просто смеются, потому что смешной такой дядька на сцене скачет. И ничего мне больше не надо от публики, никакого понимания.
Вспомните Юрия Владимировича Никулина, сценку с бревном. До сих пор, когда я ее вижу, падаю под стол от смеха. Этой сценке 40 лет уже, Никулин сам ее выдумал. А когда его не стало, то и Цветной бульвар опустел. Я там жил, знаю. Люди местные все говорят: «Отец наш ушел». До сих пор Юрия Владимировича помнят за его доброту. Вот это актер, более того, человек! Жил честно и внутренняя планка у него высочайшая была.
Все эти трудности жизненные... сами себе их громоздим, громоздим. А между тем до ближайшей звезды 6 световых лет лететь со скоростью 300 тысяч километров в секунду. Вот масштабы, которые заложены в человека, вот какой наш внутренний потенциал»
Вот и я, выхожу на сцену, какой есть. Бывает, сил нет совсем. Но ножкой дрыгнул, заквакал, закукарекал и вот оно пошло, понесло».
О КИНО И АКТЕРАХ
«На Белом море съемки фильма Павла Лунгина «Остров» проходили. Я там играю старичка такого святого, который нагрешил в юности и попал к монахам. Голова у меня восьмеркой заплелась от сомнений, прежде чем дать согласие на участие в картине. Обратился за советом к сельскому священнику, который меня успокоил, сказал, что такая моя работа.
На съемках подружился с замечательным человеком, актером Виктором Ивановичем Сухоруковым. Андрюша Дюжев такой хороший… Так мне стыдно стало, ведь такие ярлыки наставил раньше на людей, когда телевизор смотрел. А увидел их в жизни, какие они роскошные, намного лучше, светлее меня люди. Ох, думаю, ты же знаешь, что так нельзя. Ты ведь смотришь в телевизор на диване, ты же весь из себя альтернативный, а эти все козлы. А потом видишь, что человек чище, лучше тебя намного и такой вообще прекрасный. И думаешь ой-ёй-ёй….»
О ВЕРЕ
«Православная вера и Бог – это же не просто кто-то сказки написал. Это сила, которая и помочь может, и спасти. Пока телесной, физической чистоты не достиг, вообще ни о чем не думай.
Любой может придти к Богу. Только пути разные. Людям же никто не объясняет…
Учиться нужно, в первую очередь, - читать. Литературы достаточно, древнейших рукописей, которых никогда раньше не было. Никогда не было такого богатства древнейших трудов, которые являются не чем иным, как руководством вам лично жить в следующую минуту. Книги стоят, учение стоит, Господь стоит, а люди ходят мимо».
Петр Николаевич Мамонов родился 14 апреля 1951 года в Москве. В 1979 году окончил Московский полиграфический техникум. В 1979-1982 годах учился на редакторском факультете Московского полиграфического института. Работал печатником в типографии "Красный пролетарий". В 1984-90 годах - руководитель и вокалист группы "Звуки Му". В 1991-1995 годах - руководитель и вокалист группы "Мамонов и Алексей". Работает по договору в Театре им. Станиславского. Театральные работы: "Лысый брюнет" (1991), "Полковнику никто не пишет" (1995), "Есть ли жизнь на Марсе?" (1997, моноспектакль). В кино дебютировал в 1986 году в короткометражном фильме "Хау ду ю ду". Сыграл в фильмах "Игла" (1988), "Такси-блюз" (1990), "Аnna Karamazoff" и "Нога" (1991), "Терра инкогнита" и "Время печали еще не пришло" (1995), Пыль (2005). Петр Николаевич в совершенстве владеет английским и норвежским языками, его переводы публиковались во многих поэтических антологиях.
Читать эту статью на английском: An ordinary man Peter Mamonov