1895 год стал переломным в сфере искусства. Именно в тот год в Париже на бульваре Капуцинов начали проходить сеансы синематографа братьев Люмьер. 110 лет спустя кино не только завоевало весь мир, но и добилось таких высот в создании визуальных эффектов и иллюзорных миров, о которых братья Люмьер и мечтать не могли. Однако...
Вы думаете, в царстве грез все уже давно рисуется с помощью компьютеров? Ничего подобного. Несмотря на постоянно усложняющуюся компьютерную технику, в Голливуде существует постоянный спрос на реальные эффекты.
Специалист кино по визуальным трюкам Сэм Николсон предпочитает взрывы, крушения и прочие катаклизмы «живьем»:
- Наша специальность – высокотехнологичные киносъемки: комбинированные, ускоренные, воздушные. Это не значит, что мы все делаем по старинке. Наоборот, чтобы достичь лучшего результата, вовсю используем современную науку. Например, один из самых распространенных заказов - нужно снять, как терпит аварию самолет. Мы не будем разбивать настоящий лайнер, даже если бюджет фильма позволяет. Потому что в реальном мире авиакатастрофа сопровождается большой ударной волной, и каждый, кто находится рядом, рискует жизнью. Нам же надо добиться, чтобы все выглядело максимально достоверно – так, будто в этом аду никто не мог выжить, и в то же время было максимально безопасно.
Итак, чтобы создать иллюзию взрыва в аэропорту, создается сильно уменьшенный макет самолета и взлетно-посадочной полосы. В нужных местах закладывают взрывчатку, которая срабатывает в строго определенное время. Макет самолета, упав, взрывается и раскалывается. В небо взметается огромный огненный шар, вокруг порхают обломки… Но они достаточно малы, чтобы не причинить никакого вреда съемочной группе. При этом камера снимает все происходящее со скоростью, в несколько раз превышающей нормальную, – так удается замедлить мелькание языков пламени и придать им достоверность, которая соответствует уменьшенному масштабу.
Несмотря на обман, эпизоды крушения обычно получаются вполне убедительными.
Дональд Хоффман, ученый, специализирующийся на проблемах восприятия зрительных образов:
- В кино часто используют уменьшенную модель, и мы, как правило, этого не замечаем. Причина в том, что у нас есть устоявшееся представление, каким должен быть тот или иной объект, например, самолет. И наше зрение просто дорисовывает необходимый образ.
Сэм Николсон:
- Мнение, что на компьютере можно сделать все, - пока в идеале. Возможно, когда-нибудь так и будет. Но мне нравится реальный мир. И я считаю, что именно несовершенство реального мира делает всех нас людьми.
Компьютерное моделирование «искусственная жизнь» усложняет формы живых существ гораздо быстрее, чем жизнь реальная, - так же, как развитие компьютерных технологий обгоняют биологическую эволюцию. Компьютеры создают невиданных животных, которые выглядят ну прямо как живые. Не сегодня завтра наступит момент, когда «искусственная жизнь» станет настолько реалистичной, что ее будет уже совсем не отличить от настоящей – придя в кинотеатр, мы сможем этот виртуальный мир не только слышать и видеть, но и трогать, чувствовать его запах, пробовать на вкус…
Поживем – увидим.
Читать эту статью на английском: Movie: blende from high technology