Произведения искусства пытались подделывать во все времена. Чаще всего качественно выполненные копии картин или скульптур пытаются выдать для потенциальных покупателей за подлинник. И порой обман раскрывается далеко не сразу. В случае с "Моной Лизой" мошенники не ограничились подделками, а решили похитить оригинал. Правда, затея провалилась…
"Лжепохищенные" полотна
В 1911 году по меньшей мере шестеро американцев заплатили по триста тысяч долларов каждый за обладание "Моной Лизой", великим творением бессмертного Леонардо. Обманутые ценители изящных искусств ничего не знали друг о друге и свято верили в подлинность своих приобретений. Оно и немудрено: ведь в том же самом году "Мона Лиза" была похищена из парижского Лувра… И к этому приложили руку именно продавцы копий всемирно известного шедевра.
Это похищение увенчало кипучую деятельность целой шайки мастеров подделок, которую сколотили на заре ХХ века самозваный "маркиз" Эдуардо де Вальфьерно и его приятель Ив Кудро. Валфьерно начал свою воровскую карьеру с подделок работ старых голландских и фламандских мастеров, которые он сбагривал зажиточным аргентинским вдовам, при этом поступая очень мудро: он предлагал дамам приобрести картины, которые впоследствии можно было пожертвовать церкви.
Кудро, в прошлом художник-реставратор, специализировался на изготовлении копий полотен испанского живописца Бартоломео Эстебана Мурильо. Закидав Аргентину поддельными Мурильо, парочка мошенников перебралась в Мехико, где мастерство Вальфьерно достигло совершенства. Он вставлял копию картины в рамку оригинала с обратной стороны, затем в галерею приводили потенциального покупателя и настойчиво предлагали ему тайком, пока никто не видит, пометить тыльную поверхность холста… В итоге покупатель пребывал в твердом убеждении, что видел в галерее именно ту картину, которая впоследствии доставалась ему.
У Вальфьерно была целая стопка поддельных газетных заметок о кражах известных полотен, которые он намеревался продать своим клиентам. Если ему заявляли, что оригинал висит в галерее и его никто не похищал, мошенник клялся и божился, что в галерее — копия… "Маркиз", видимо, обладал даром убеждения и многие ему верили.
Подделки прямиком "из Лувра"
Неизвестно, как долго это продолжалось бы, но в конце концов у приятелей появилась возможность переехать в Париж. Там, используя ту же "методу", Вальфьерно открыл бойкую торговлю картинами, "украденными" из Лувра. Он снабжал своих покупателей поддельными документами на бланках музея, гласящими, что подлинник похищен, а в Лувре висит копия.
Спустя три года Вальфьерно, Кудро и трое их пособников убедили одного американца в том, что они могут похитить для него саму "Мону Лизу", и всучили любителю живописи одну из копий, сработанных Кудро. После столь ошеломляющего успеха шайка настолько обнаглела, что решила распродать все имевшиеся у нее портреты Моны Лизы и похитить из Лувра оригинал! Разумеется, запросив за него впоследствии баснословную сумму.
Похищение века
Чтобы удачно осуществить "операцию", Вальфьерно подкупил Винченцо Перуджи, итальянского стекольщика, который делал защитный экран для великого полотна Леонардо и прекрасно знал, как закреплена картина.
В понедельник 21 августа 1911 года музей был закрыт для посетителей. Перуджи и двое его сообщников провели предыдущую ночь в запаснике Лувра, а наутро, облаченные в рабочие комбинезоны, отправились прямиком в салон Карре, сняли картину, весившую почти десять килограммов, и были таковы.
В течение последующих нескольких месяцев шестеро состоятельных американцев выложили по триста тысяч долларов за знаменитый портрет Джоконды, и каждый из них был твердо убежден, что владеет подлинником…
Но мошенникам так и не удалось нажиться на оригинале "Моны Лизы". После "ограбления века" везение им внезапно изменило. Перуджи банально стащил у своих сообщников великое творение Леонардо и в ноябре 1913 года предложил его одному флорентийскому торговцу произведениями искусства. Тот мгновенно заподозрил неладное. В итоге Перуджи был пойман с поличным и посажен в тюрьму, а шедевр — возвращен в Лувр…