Театральные постановки становятся все смелее. Это и понятно: искушенный театрал, достаточно быстро привыкший ко всему пестрому и необычному – смеси рока и джаза, требует новых зрелищ и новых красок. В результате то, что еще вчера считалось безумно модным и экспериментально-футуристическим, уже сегодня становится избитым и банальным. Это в очередной раз доказывает: в современном театре царит безумство эклектики и стилевого разнообразия. Тем не менее, в хорошей постановке, замечают новаторы, все гармонично и уравновешенно.
Хип-хоп театр отвечает всем этим требованиям. Хип-хоп сам по себе уже давно не диковинка, а сочетание уличной танцевальной площадки и театральной рампы – вполне признанное и оформившееся явление, у которого своя, пусть пока небольшая, но все же история.
Хип-хоп театр как жанровая разновидность “оперы больших улиц” появился в Америке в конце прошлого века. С тех пор этот вид искусства уверенно набирает обороты. Театр уникален уже потому, что стоит особняком от породившей его культуры – хип-хопа.
Безусловно, в создании театра принимали участие профессиональные актеры, находившиеся под влиянием хип-хоп ритмов. Однако сегодня над нео-постановками трудятся уже другие люди, которые зачастую только приглядываются к необычному театральному веянию.
Когда речь заходит о хип-хоп театре, то подразумеваются, прежде всего, четыре составляющих, на которых зиждется его культура: брейк-данс, граффити, ди-джеинг и привычный речитатив. Весь этот реквизит вплетается в основное действие и представляет собой ничто иное, как контекст. Если из него вынуть содержание, то вполне возможно, что получится классическая постановка.
Перформанс – было бы правильнее именно так называть хип-хоп продукт – может либо ужаться до “монолога” одного актера или, наоборот, завертеться волчком от происходящего на сцене. Это может быть что угодно – от классического до сюрреалистического, глубоко лирического и нарочито открытого. Для хип-хоп театра в этом смысле нет границ – он просто раскрывается перед зрителем.
За более чем десятилетнее свое существование хип-хоп театр не просто прижился, он стал популярным и массовым действом.
Драматург Дэнни Хоч и его коллега по цеху Камала Форбз – организаторы “Фестиваля хип-хоп театра” – уверены, что имеют полное право представить свое прочтение классиков. При всем почтении и уважении к литературным мастерам они просто ломают установившиеся стереотипы и “общие места”.
Хип-хоп театр уже проник в центральный лондонский район - Вест-Энд. Он также широко популярен на Бродвее, где руку, например, подняли даже на “отца трагедии” Эсхила. Российские театралы также знакомятся с перформансами в стиле хип-хоп.
Башкирские деятели оказались в авангарде. Именно они в свое время пообещали перенести действие бессмертной “Мухи-Цокотухи” Чуковского не только на сцену, но даже в современную действительность. Выполнив задуманное, они снова подарили детям сказку.
Однако не обязательно ехать так далеко. В Челябинске отважились сделать римейк спектакля "В поисках счастья" по известной комедии "Женитьба Бальзаминова". Сегодня многие проходят мимо Островского, однако русский классик в хип-хоп обработке действительно интригует.
По мнению отдельных театральных критиков, очередная “новая волна” может спасти не только классику, которая, как ни крути, уходит в забытье, но и в целом театр, интерес к которому тоже крайне неустойчив.
Читать эту статью на английском: Hip-hop theater: from Broadway to Chelyabinsk scaffolding