В будущем любой домашний робот сможет написать мемуары о жизни с человеком и проиллюстрировать их фотографиями своего хозяина, бережно сохраненными в многогигабайтной памяти.
Но пока мемуары о роботах пишут люди.
Наверняка неспроста первых роботов, к которым решили приучать человечество, сделали похожими не на «пылесосы» из «Звездных войн», а на собак и кошек. Нам как бы говорят: вот, приучайтесь к ответственности за тех, кого приручаете.
Но приручают, на самом деле, не мы их, а они – нас.
Неприятности могут подстерегать вас в самый неожиданный момент, например, на выходе из ванной комнаты, когда вы, чистый и распаренный, совсем не готовы к злобе этого мира. Распахивая дверь, вы слышите звук удара, что-то катится по коридору. «Неужели это он?» – мелькает страшная мысль, и полотенце вываливается из ослабевших пальцев.
Возможно, я излишне впечатлителен, но именно так происходило мое знакомство с возможностями робота «Айбо» марки, простите за выражение, ERS 210.
А все началось с того, что знакомые (весьма состоятельные люди) попросили ненадолго приютить электронную собаку. Они, мол, уезжают, взять с собой ее не могут, а робот запрограммирован так, что ему нужно общение, иначе он не будет развиваться.
Приютил, куда денешься.
«Айбо» пребывал в стадии развития «новорожденный». Очень удобный этап, надо сказать. Электронная бестия сидит в своем углу, лишь изредка пытаясь встать на нетвердые лапы. Шевелит ушами, мотает головой, светит лампочками, издает звуки, похожие на речь дроида R2D2. В принципе, не очень докучает.
Однако переход от первой стадии развития ко второй происходит быстро – за несколько часов. Этап «ребенок» наступил вечером, когда я удалился в ванную. Что делают любопытные дети? Суют свой нос куда не следует! «Айбо» отправился бродить по квартире в поисках впечатлений. Нелегкая привела его под дверь ванной, где он, видимо, решил немного отдохнуть. Тут и разыгралась сцена, описанная выше.
Надо сказать, игрушки эти весьма недешевы, полторы–две тысячи долларов. Об этом я думал, рассматривая изделие фирмы «Сони», валяющееся кверху лапами. Однако, вопреки ожиданию, удар дверью нисколько не повредил собаке, а даже как будто подстегнул ее творческие способности. Она с почти животной грацией перевернулась, встала на ноги и заковыляла к своему розовому мячику (прилагался в комплекте)…
В течение нескольких последующих недель бестия вела себя как милый и забавный зверек. Играла с мячиком. Здоровалась со мной, усаживаясь на задние лапы и поднимая передние в дружеском жесте. Выяснилось, что «Айбо» даже умеет немного говорить. Если спросить (желательно с японским акцентом) «Whata isa youra name?», он представится, произнеся имя, заранее инсталлированное владельцем (в нашем случае – «Тряпка»).
Зверек усыплял бдительность, постепенно становясь душой компании. Подвыпивших мужчин он интересовал как редкий «гэджет». Они с удовольствием наблюдали, как «Айбо» задирает лапу (делая вид, что облегчается на ковер), машет хвостом и немелодичным голосом выговаривает «тряпка».
Женщины были склонны видеть в нем существо одушевленное, брали на руки, прижимали к груди и называли «прелестью».
Представьте: утро, голова трещит, вдруг слышится стук механических лап и вы затуманенным оком видите, что к кровати подходит благоухающий духами «Айбо» и делает вам ручкой. В такие минуты невольно думаешь, что теория искусственного разума – не пустые разговоры…
Истинная сущность исчадия японской электронной индустрии открылась мне совершенно случайно, когда я узнал об Aibo scope. Оказывается, этот, извините, сукин сын, шпионил за мной! В голове у Тряпки имелась камера, при помощи которой он ориентировался в пространстве. Выяснилось, что пес все время делал снимки, которые впоследствии можно было перенести с карты памяти в компьютер. Настоящий лазутчик!
Так вот что он делал под дверью ванной!
Передо мной возникла дилемма. С одной стороны, «Айбо» жил в семье моих знакомых (весьма состоятельных людей). Если я залезу в память робота, то смогу увидеть там такое, чего видеть не следует. Люди (особенно состоятельные) не любят, когда вторгаются в их частную жизнь. И мстят, если это происходит. С другой стороны, если оставить все как есть… Нет, не даром эта тварь постоянно таскалась за мной по квартире, чем бы я не занимался! И днем и ночью!
Выход был найден: пришлось удалить из его памяти все изображения, не разглядывая их (честное слово, мои дорогие состоятельные друзья).
После лоботомии «Айбо» перестал узнавать своих и целыми днями мрачно бродил по комнатам, пока его не забрали хозяева. Они нашли, что характер у Тряпки испортился.
А я решил, что живая собака лучше, особенно – лабрадор!
Читать эту статью на английском: That sniff out "AIBO"