Еще в 50-60-х годах прошлого века под эгидой главного американского разведуправления проводилось всестороннее изучение человеческого мозга. Было принято решение о запуске проекта под кодовым названием MKULTRA. Американские ученые намеревались разработать механизмы, с помощью которых можно контролировать человека, точнее работу его мозга. При этом исследовались самые разные возможности: от специальных таблеток до электрического сигнала.
В то время подобные работы велись, как минимум, в 30 научных лабораториях и университетах. Как установила специальная комиссия, Конгресс и Сенат США, методы воздействия апробировались в “естественной среде”, т.е. на ничего не подозревавших гражданах демократической Америки.
В числе различных средств была попытка использовать ЛСД. Однако, как было признано значительно позднее, многочисленные научные эксперименты не принесли желаемого результата. Вклад в науку был сомнительным.
Однако сегодня проект MKULTRA реанимирован. Он получил другую жизнь, и им занимаются уже другие люди. Об этом можно судить по объемам субсидий, выделяемых в Европе и США на изучение умственных расстройств и нарушений работы мозга.
С новыми технологиями западные ученые вновь обретают былую уверенность в успехе. Исследования проводятся на генетическом уровне, и за счет постоянного внушения, что здесь не может быть ошибок и сбоев, создается иллюзия. Иллюзия, что все возможно и все под контролем.
Одна из американских компаний недавно заявила, например, о том, что ей удалось разработать уникальную технологию. Благодаря ей, для того чтобы раскрыть преступление или намерения злоумышленника, необходимо просто “извлечь необходимую информацию, содержащуюся в мозге” нужного человека.
Разноцветные картинки с изображением человеческого мозга в разрезе, всевозможные сканнеры, с помощью которых можно просвечивать черепную коробку, давно перестали быть атрибутом клиник и больниц.
Изображения отделов головного мозга, отвечающие за разнообразные эмоции и поведение человека, в равной степени интересуют и ученых, и бизнесменов. Изучив реакцию человека, из него проще извлекать деньги. Многие компании, среди них Coca-Cola и BMW, сегодня стараются не столько исследовать рынок, сколько просчитывать реакцию своих клиентов на тот или иной бренд или продукт. Так появляются нейромаркетинг и нейроэкономика, в которых основной объект изучения – мозг клиента, а конечная цель – максимальный контроль над ним.
Можно по-разному относиться к этим тенденциям, однако по сути за более чем полвека досконального изучения человеческого мозга кардинально ничего не изменилось. По крайней мере, в одном. Все исследования сводятся к тому, чтобы научиться если не манипулировать, то по крайней мере контролировать реакции и поведение человека.
Очередное тому доказательство - новая технология, известная как транскраниальная магнетическая стимуляция (TMS). Для того чтобы повлиять на мысли, восприятие и поведение человека, достаточно направить на определенные участки мозга магнетическое излучение. Сегодня TSM привлекает к себе все большее внимание. Главным образом за счет того, что эта технология действительно работает.
Читайте также: Если мозги неправильные...