Сегодня православная церковь отмечает Воздвиженье честного и животворящего креста Господня.Праздник установлен царицей Еленой в ознаменование обретения в IV веке креста, на котором был распят Иисус Христос. Этот праздник совершается в память обретения православной святыни — Честного и Животворящего Древа Креста Господня. С VII века с этим днем стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629 г.).
Патриарх, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, поднимал Крест, обращая его ко всем сторонам света, взывая: «Господи помилуй!».
Как и много сотен лет назад, накануне Святого праздника Предстоятель Русской Церкви совершил Всенощное бдение и чин воздвижения Креста Господня в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя. По окончании Всенощного бдения Святейший Патриарх Алексий поздравил молящихся с одним из великих праздников Православной Церкви.
После того как свершилось Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, который и послужил орудием казни, был утерян, а после разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году, места, связанные с жизнью Иисуса Христа и вовсе были преданы забвению, на некоторых из них даже были построены языческие храмы.
Однако, во времена царствования св. равноапостольного Императора Константина Великого, его мать св. равноапостольная Елена, отправилась в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, явление которого во сне стало для св. Константина знаком победы над противником.
Существует три основных версии обретения св. Креста.
Первая версия (самая древняя).
Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. После прикосновения к одному из крестов, женщина исцелилась. Таким образом, был обретен и выставлен на всеобщее обозрение Святой Крест Господень.
Вторая версия.
Крест был найден Протоникой, женой императора. Клавдия II (269–270), а затем спрятан и вновь найден в IV в.
Версия третья.
Святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и, в конце концов, один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, но после истязаний указал место — храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.
Точная дата обретения Честнаго Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или 326 г.
После события обретения Честного Креста в Иерусалиме очень скоро установился обычай ежегодно в память этого события, а также в память освящения («обновления») иерусалимского храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) совершать чин Воздвижения Креста.
Сам чин в древних книгах описан кратко: Патриарх, стоя на амвоне (представлявший собой башенку посреди храма, на которую вели с двух сторон ступени), возносил Крест, держа его в руках, а народ возглашал: Господи, помилуй; это повторялось трижды. Изображение святителя, стоящего на амвоне и возвышающего Крест, вошло в традиционную иконографию праздника Крестовоздвижения.
Читайте также:
Археологи приблизились к разгадке местонахождения мощей Апостола Матфея
Разговор о вере у гробницы пророка