Начало читайте здесь
Кстати, что означает твоя действительно необычная прическа?
Так брили голову кочевники в старину. Некоторые считают, что я стригусь подобным образом или для имиджа, или потому что я кришнаит (смеется). На самом деле это дань традиции. Я не руководствуюсь в своей жизни внешними проявлениями. Мне просто так удобно.
Насколько я знаю, культура кочевников подразумевает еще некоторые воинские традиции. В Музее Востока, например, можно увидеть знаменитые бурятские ножи…
Здесь тоже много любопытного. Существует, боевое искусство кочевников, которое восходит еще к «Черным всадникам» (Хара-моритон) времен Чингиз Хана. О них планировали снять художественный фильм, но, к сожалению, съемки были приостановлены. В нем должны были продемонстрировать технику боя.
Индейцы приняли вас хорошо, а как к вам отнеслись американцы? Насколько они адекватно воспринимали происходящее на сцене?
Очень хорошо. Зрителям все было понятно. Спектакль ведь построен на пластике, песнях, обрядах, действии, горловом пении.
А мы сможем увидеть подобный спектакль в будущем? Я думаю, такое зрелище заинтересовало бы многих.
Сейчас мои педагоги набрали курс поющих ребят и уже привозили в Москву на студенческий фестиваль «Подиум», спектакль, тоже основанный на бурятских сказаниях.
Как ты попал в кино?
Один из моих друзей работает в Москве оператором, режиссером, а другой - актер. Они беспокоились о моей судьбе, говорили, что я дома засиделся и в результате пригласили на кастинг для съемок четырехсерийного фильма «Последний бой майора Пугачева», который вышел к юбилею победы.
А какая роль тебе досталась?
Я играл певца, заключенного бурята из Харбина. На меня серьезно повлияло общение с актерами, да и в духовном отношении я получил много в Москве. Здесь я уже серьезно занялся музыкальными инструментами, глубже узнал буддизм и шаманизм.
Твоя актерская карьера продолжится?
Конечно, мне бы этого хотелось.
Расскажи об инструментах на которых ты играешь...
Практически с каждым музыкальным инструментом в Бурятии связана своя легенда. Морин-хур появился так. У одного мальчика-сироты был жеребенок, который вырос и стал побеждать на скачках. Коня захотел купить богач, только мальчик отказался. Тогда богач в отместку убил коня. Мальчик в память о своем скакуне взял себе его хвост, вырезал из дерева голову коня, натянул конский волос вместо струны, согнул стрелу – получился смычок и так родился инструмент, с помощью которого мальчик вернул себе своего друга.
Считается, что звук морин-хура способен прогнать злых духов, поэтому он должен быть в каждой монгольской семье. Мой друг – шаман рассказывал интересную историю. У его сестры началась шаманская болезнь, девочка стала видеть духов. Она испугалась, поэтому над ней был проведен защитный обряд, после чего ее «шаманская болезнь» перешла к ее брату, моему другу. По идее это видение должно было перейти также и другому ее брату, но так как он был музыкантом и играл на морин-хуре, духи оставили его в покое. По крайней мере, так ему объяснил впоследствии учитель-шаман.
Суур. Я давно мечтал научиться играть на этом инструменте. Он сделан из тростника и его звук напоминает шум ветра. Одновременно с исполнением музыки на нем, можно использовать горловое пение.
Хун-хур. По легенде, Хоридой-мерген (меткий стрелок) однажды увидел, как с неба спускается стая лебедей. Они скидывали с себя лебяжьи одежды, превращаясь в красивых девушек, ныряли в чистое озеро. Хоридой-мергену стало любопытно, он спрятался и стал наблюдать за дочерями неба, одна из которых ему очень понравилась.
Он спрятал ее одежду и когда девушки вышли на берег, то снова превратились в лебедей и улетели, все кроме нее. Тогда парень вышел из-за кустов и попросил избранницу выйти за него замуж. Девушка-лебедь так и поступила.
Спустя время она родила своему мужу 11 сыновей, от которых происходит 11 хори-бурятских родов. Но однажды жена попросила мужа показать свое лебяжье облачение, затем попросила у мужа разрешение одеть его и вылетела через дымоход в юрте. Хоридой-мерген успел в последний момент ухватиться своими испачканными в золе руками за лебяжьи. (С тех пор у лебедей лапки черные).
Старики говорят, что если видишь летящих лебедей нужно их встречать – брызгать в небо белым молоком, словно это твоя мама возвращается. Поэтому Хун-хур имеет украшение в виде головы лебедя.
Сух-хур, очень интересный музыкальный инструмент. Он был почти забыт и недавно восстановлен. Его изготавливают из бычьего мочевого пузыря. Струна из конского волоса. На нем играют, сидя на земле, расстелив подстилку из войлока. Принцип игры на нем напоминает морин-хур, но звук он издает несколько иной, более нежный, похожий на человеческий голос.
Варган или по-бурятски хубhан, раньше у нас делали из дерева березы. Мой варган родом из Японии.
На нем очень интересно имитировать звуки природы: кукушку, ржание лошади. Это очень интересный инструмент, чья история уходит в древность. Кроме того, его используют в своей практике шаманы.
Любопытно, какую музыку ты слушаешь в своем си-ди плейере?
Конечно, хочется расширить кругозор, поэтому я сейчас слушаю много джазовой, этнической и рок-музыки.
Каковы твои планы на ближайшее будущее?
Мы с друзьями хотим создать группу национальной музыки, вместе с ансамблем «Баяр» (Радость). Нас будет пятеро в группе
Благодарю тебя за беседу и от всех наших читателей желаю успехов на пути совершенствования твоего искусства.
Читайте также:
Варварские пляски певицы Варвары в "логове пиратов"
Московский ансамбль волынщиков – русская экзотика на шотландский манер
Валентин Хагдаев: ортодоксальный шаман в центре мегаполиса
По следам нашей экспедиции: «Байкальский Стоунхендж» и другие загадки Священного озера
Островок безмятежности в шумном мегаполисе: в гостях у «Клуба-Матэ»