Археолог и его команда усердно работают, раскапывая древнее место, копаясь глубоко в песке Долины Царей в Египте. По прошествии 120-го дня, крик раздаётся возле центра раскопки. Наемный рабочий обнаружил вход в неоткрытую гробницу древнего фараона. Помещение для захоронения огромное и наполнено сокровищами артефактов. После первоначальной эйфории от этой культурной находки возникает горящий вопрос: что теперь делать? К счастью для археолога, существует множество законов, которые подробно регламентируют, что должно произойти далее. Законы, которым любая законопослушная археологическая команда обязана следовать, обладая ещё более строгими нормами личной этики.
На вопрос "кому принадлежат археологические артефакты" не так-то просто ответить
Каждая страна и каждый регион внутри каждой страны имеют свои собственные законы относительно прав на культурное наследие. Большинство из этих законов устанавливают определённый год, с которого начинается раздел между объектами, принадлежащими государству или стране, и теми, которые считаются "находками". Например, в Новой Зеландии все предметы, найденные после 1 апреля 1976 года, являются собственностью короны. Закон о древностях 1975 года утверждает, что всё найденное должно быть заявлено в Министерство культуры и наследия в течение 28 дней. Затем министерство решает, что с этим делать. Если предмет был найден до 1976 года, то он принадлежит тому, кто его нашёл.
Швеция имеет одни из наиболее агрессивных и конкретных законов, касающихся культурных находок
Если на одном участке найдено более одного объекта, об этом следует сообщить правительству. Правительство поощряет это, предоставляя вознаграждение находящему. Если кто-то находит только один объект, о нем нужно сообщить только в случае, если он частично сделан из драгоценных металлов или медно-свинцового сплава. Если это древняя деревянная чаша, то это остаётся у находящего, чтобы сохранить, продать или сделать с ней что угодно. Здесь дело становится сложным: собственнику участка практически не предоставляется прав. И поскольку в Швеции нет законов, запрещающих нарушение частной собственности, человек может пересечь чей-то двор, найти артефакт и претендовать на него. И если вы обнаружите, что на вашей земле действительно есть настоящий археологический памятник, то вы вряд ли будете более, чем арендатором у правительства.
В Соединенных Штатах Национальный Закон о Сохранении Исторического Наследия и Закон о Сохранении Археологических Ресурсов работают сообща для сохранения и утверждения прав на артефакты, найденные на американской земле. Эти законы определяют, что является историческим местом или археологическим ресурсом. Для последних место должно быть не менее 100-летним, и останки должны иметь отношение к прошлой жизни или деятельности людей. Законы также устанавливают строгие наказания для лиц, найденных в процессе раскопок без разрешения.
Легитимные археологи поддерживают подобные законы, потому что они помогают защитить целостность памятника
Профессионалы в этой области не сохраняют, не продают и не обменивают артефакты, которые они находят. Их цель — записать историю, просто и ясно, и, если возможно, переместить объекты как коллекцию для исследований и экспозиции. Всё найденное является собственностью общественности, и это обязанность находящего заботиться о предмете ради общественности. Если вы не археолог и случайно наткнулись на артефакт в Соединенных Штатах, то вы должны сообщить о своей находке. В каждом штате есть офис по сохранению истории или археологии, а также государственный археолог. Они являются отличными источниками и идеальным местом для начала, если вы найдете что-то с культурной значимостью.
История или искусство?
В последние годы появилась тенденция, при которой страны претендуют на артефакты, которые музеи хранят в своем владении десятилетиями или даже сотни лет. Всё началось с министра культуры Италии в 2006 году, когда он решил начать кампанию по возвращению десятков археологических находок в их страну происхождения, Италию. Другие страны, которые ревностно охраняют своё культурное наследие, также вступили в этот процесс. Например, Египет попросил вернуть бюст Нефертити из Германии, и Перу потребовало артефакты из Мачу-Пикчу из Соединенных Штатов.
Теперь вопросы следующие: являются ли объекты, найденные при археологических раскопках, искусством или историей, и являются ли эти объекты собственностью страны происхождения или всего человечества?
Художественные музеи категорически утверждают, что объекты являются искусством и должны быть выставлены для самой широкой аудитории
Иными словами, музеи хотят сохранить свои всемирные коллекции в целости и сохранности. Музеи не единственные, кто уязвим перед утратой предметов из своих коллекций. Министр культуры Италии потребовал одну частную коллекцию, и ему удалось вернуть её. Неудивительно, что страны с богатейшим культурным наследием ведут наступление. В 1970 году Конвенция ЮНЕСКО установила набор международных стандартов для прав на культурное наследие, и хотя нет обязательства присоединиться к конвенции, более 100 стран её ратифицировали. Согласно этой конвенции, права на эти объекты перешли на страну-источник.
Для легитимных археологических команд, которые работают законно, это хорошие новости
Эти законы и конвенции помогают снизить серьёзную проблему — незаконные раскопки и продажи на черном рынке. Некоторые археологи называют текущую проблему с незаконными раскопками международным кризисом. Когда археологические памятники подвергаются незаконным раскопкам, невозможно узнать, где артефакты оказались после прибыльной продажи, и обычно сам памятник также разрушается в процессе. В археологии важно не только найти объект, но также проанализировать состояние и местоположение объекта, чтобы определить его возраст.
Археологи утверждают, что множество законов, направленных на защиту этих памятников, в сущности, не справляются со своей задачей. Как частные коллекционеры, так и музеи ранее приобретали артефакты, украденные при незаконных раскопках. Археолог Дэвид Гилл из Университета Суонси в Уэльсе исследовал египетские артефакты, проданные на аукционах с 1998 по 2007 год, и обнаружил, что 95 процентов из них не могли быть прослежены до своего места происхождения. Это не означает, что все они были украдены, но Гилл считает, что значительная их часть, вероятно, была.
В области археологии существует надежда на сдвиг от модели охотника за сокровищами наемного работника к раскопкам, санкционированным или проводимым совместно с государством-хозяином.
Некоторые предложили другие способы обмена находками между странами, такие как программа лизинга. Другая идея — это система "партаж", которая работала довольно хорошо до первой половины 20-го века. В рамках "партажа" страны, где находятся артефакты, сохраняют подавляющую часть объектов, а находящему разрешается взять маленькую долю домой, в университет или музей, который спонсировал раскопки. В наши дни страна-хозяйка получает возможность сохранить практически всё, независимо от того, кто оплачивает раскопки. Независимо от того, каким образом будет развиваться археологическая область, ясно одно: рынок антиквариата и вопрос о том, кому принадлежит история, остаются неоднозначными.