Исторически дети играли на улице со сверстниками. Но исследование, проведенное в 16 разных странах, показало, что дети во всех обследованных странах проводят большую часть свободного времени внутри помещения, выполняя школьные задания и смотря телевизор. Уровень просмотра телевизора был выше у детей, живущих в развивающихся странах, чем у детей в развитых странах.
Игра врождена, и наши инстинкты участия в ней можно проследить вплоть до наших животных предков. Тот факт, что другие млекопитающие, такие как шимпанзе и большие обезьяны, имеют природное желание играть, указывает на то, что игра существовала задолго до появления нашего вида.
Древние двухлетние дети создавали рисунки пальцами на стенах пещер. Древние греческие дети играли в игры, такие как "кости", древнюю версию игры в бросание мяча, для развлечения. В Средние века мальчики и девочки делали свои игрушки из дерева или камня. Даже дети в нацистских концентрационных лагерях играли. Игра всегда присутствовала в истории человечества, независимо от культуры или условий жизни.
Если вы тот родитель, который говорит своим детям, что в ваше время вы гораздо больше играли на улице, чем они сейчас, то вы говорите правду: в другом исследовании 70 процентов матерей рассказали, что в детстве играли на улице ежедневно, в то время как только 31 процент их детей это делают. И когда дети все-таки играют, часто это игра под наблюдением взрослых, а не свободная игра (импульсивная, самоуправляемая игра ради игры).
Несмотря на то, что характер игры меняется, ее роль в развитии ребенка увлекает исследователей на протяжении веков — и это с хорошей причиной.
Теории игры
Это конец дня, и вы устали, но дети все еще бегают вокруг в кругах, преследуя свои невидимые хвосты. Вы можете задаться вопросом: почему они до сих пор играют? Откуда у них столько энергии?
Вы не одиноки. Психологи и философы задаются этим вопросом много лет (и, вероятно, тоже многие бессонные ночи). Философ Карл Гроос утверждал, что наши склонности играть в прятки, лазить по деревьям и прыгать со скакалкой развились естественным отбором, чтобы научить нас физическим и умственным навыкам, необходимым для выживания и размножения. Таким образом, человеку заложено природой учиться и веселиться одновременно.
Исследования по причинам, по которым дети играют, привели ко множеству разных выводов. Классические теории игры в значительной степени философские и возникли в XIX и начале XX века:
- Теория избыточной энергии (Фридрих Шиллер) — люди накапливают избыточную энергию, которую необходимо высвободить через активную игру.
- Теория развлечения или релаксации (Мориц Лазарус) — игра восстанавливает утраченную энергию после трудовых занятий.
- Теория рецапитуляции (Дж. Стэнли Холл) — игра является катарсисом, который устраняет несоответствующие примитивные инстинкты, переданные по наследству.
- Теория практики или предварительной подготовки (Карл Гроос) — игра позволяет детям практиковать взрослые роли и внушает им навыки, которые позже будут необходимы для выживания.
Современные теории игры возникли после 1920 года и подкрепляются эмпирическими исследованиями. Среди них следующие:
- Психоаналитическая теория (Зигмунд Фрейд) — игра является катарсисом, позволяющим детям выразить свои чувства и избавиться от негативных эмоций, заменяя их положительными.
- Теория регуляции активации (Даниэль Берлин) — дети играют, чтобы регулировать уровень активации центральной нервной системы.
- Метакоммуникативная теория (Грегори Бейтсон) — дети играют, чтобы узнать подлинность жизни и вымышленные цели предметов и действий.
- Когнитивные теории (Жан Пиаже и Лев Выготский) — Пиаже считал, что дети используют свои текущие умственные способности для решения проблем, потому что они могут притворяться, будто мир отличается от того, каким он действительно является; Выготский считал, что игра развивает познавательные способности и способствует абстрактному мышлению.
Как вы, вероятно, уже поняли, нет консенсуса относительно причин, по которым дети играют — и это далеко не полный список теорий.
Зачем дети играют?
Однако с одним можно согласиться: игра полезна и необходима для развития ребенка. Через игру дети учатся принимать решения, контролировать себя, реагировать на сложные ситуации и следовать правилам. Социальная игра помогает детям заводить друзей и делает их счастливыми.
Но многочисленные преимущества игры не спасли ее от падения популярности в нашем быстром и цифровом обществе.
Будущее игры
По мере уменьшения игры дети имеют меньше возможностей для общения и изучения, как взаимодействовать с миром вокруг них. Некоторые утверждают, что они становятся менее эмпатичными и более нарциссичными. На протяжении нескольких десятилетий уровень тревожности и депрессии среди молодежи возрастал, а уровень самоубийств более чем вдвое превышал то, что было в 50-х годах. Также увеличилось распространение психических расстройств. Несмотря на отсутствие доказательств того, что сокращение времени игры является единственной причиной этих проблем, оно определенно не способствует их решению.
Активные игры и их роль
Активные игры, такие как Wii Fit, симуляторы боевых искусств и Gamercize, пользуются популярностью уже несколько лет. Они требуют больше энергии и стимулируют детей к физической активности, предоставляя при этом увлекательное развлечение. Однако активные игры не могут полностью заменить традиционную свободную игру, так как исследования показывают, что они умеренно увеличивают физическую активность и снижают индекс массы тела. Кроме того, использование этих игр с течением времени уменьшается, в отличие от традиционных видеоигр. Тем не менее, активные игры могут стать шагом к будущему с более неструктурированной уличной игрой.