Не будем забывать, что предстоящий год - год Кошки. В Китай кошек завезли поздно, и считалось, что они там не приживутся. Персидский поэт XII века Низами Гянджеви цитирует распространенное в его время суждение: «Три вещи есть, которые в трех местах все три бывают недолговечны и гибнут: в Индии - кони, в Парсе - слоны, в Китае - кошки». Персидские космографы были убеждены: из-за отсутствия в Китае кошек там слишком много мышей и поэтому хлеб не родится. Местным жителям пришлось довольствоваться рисом.
Средневековым персам кошка представлялась существом, связанным с колдовством и любовной магией. Вот только речь пойдет не о белом, символе этого года, а о черном коте. Так что бесполезно в наступающем году мучить тварь бессловесную. «Если поесть мясо черного кота, то над этим человеком будет всегда бессильно колдовство. И если кто-нибудь высушит яички черного кота, мелко их разотрет, смешает с маслом и будет намазывать на член перед совокуплением с той, кого он желает, то каждая женщина, с которой он будет совокупляться, никого ему не предпочтет, даже если он некрасив. Если кто-нибудь высушит сердце черного кота, зашьет его в волчью кожу и будет носить на правой руке, то никакой враг его не одолеет и он никогда не струсит. Если носить с собой зубы черного кота, то не почувствуешь ночью страха. И если кто-нибудь высушит желчь черного кота, потом разотрет ее, как сурьму, и будет мазать глаза, то он будет видеть ночью так же хорошо, как и днем».
В Древней Греции кошка вытеснила домашнюю ласку (горностая), главную истребительницу мышей, лишь в период со II по V век. А вот в Египте кошка была одним из главных священных животных.
Читайте также: Средневековые монахи играли в керлинг
Древнегреческий историк Геродот сообщал, что «трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях». Рядом с мумией кошки древние египтяне клали мышь, чтобы священное животное не скучало в загробном мире. Египетская богиня Бастет, или Баст, изображалась в виде львицы с кошачьей головой.
Учитель Александра Македонского, знаменитый философ Аристотель, в своей научной книге «История животных» оставил следующее описание: «Кошки же не соединяются сзади, но самец держится прямо, а самка подкладывает себя. Кошки по своей природе любострастны, вызывают котов на совокупление и в момент соединения кричат». Поэтому древние греки точно знали, к чему снятся представители семейства кошачьих. В самой древней книге о толковании снов Артемидора говорится: «Кот означает прелюбодея, потому что он охотится за птицами, а птицы сходны с женщинами».
Подобное женоненавистническое отношение нашло свое отражение на родине феминизма - в английском прилагательном cattish, означающем злобную, коварную, хитрую, недоброжелательную, язвительную женщину. И хотя выражение «Кошка, которая гуляла сама по себе» тоже английского происхождения, его истоки - в Древнем Риме, где кошку считали эмблемой свободы и воли. Скандинавская богиня любви и брачных уз Фрейя разъезжала на колеснице, запряженной котами. Позже христиане превратят их в пособниц ведьм. Отголоски подобных представлений находим в бессмертном романе Михаила Булгакова: в свите Воланда все время маячит кот.
Впрочем, кельты и далекие от них японцы одинаково списывали на котов все людские невзгоды и неудачи. В японских сказках кошки могли вселяться в женщин. Только два животных отказались оплакивать смерть Будды - змея и кошка.
Поверья, связанные с Кроликом или Зайцем, имеют отношение к Луне. Когда зрение у людей было не в пример нынешним поколениям более зорким, в пятнах на Луне они усматривали скачущих зайцев или кроликов, которых редко отличали друг от друга. Это символ плодовитости, хорошего потомства, ловкости и магической силы. Древние греки посвящали зайца богине любви Афродите. Кота ассоциировали с лунными богинями Артемидой, или Дианой. Китайские даосы изображали его смешивающим эликсир бессмертия или долголетия. В Китае зайца (кролика) почитают предвестником удачи. Откроем правду: для древних китайцев он символизировал также гомосексуализм. Да что там китайцы! У византийского автора VI века Кассиана Басса говорится: «Один и тот же заяц иногда бывает самцом, а иногда самкой, меняя свою природу. Иногда он оплодотворяет как самец, иногда рождает как самка». Впрочем, такая склонность к гермафродитизму вызывала законные сомнения у просвещенных арабских авторов.
Бузург ибн Шахрияр, описывая чудеса Индии, в Х столетии писал, что «на одном из островов Вак-вак есть животное, похожее на зайца; и самцы его, и самки способны временно менять пол. По-моему, это невозможно, а, впрочем, Аллах лучше знает». Аллах знал о существовании транссексуалов, но это «привилегия» людей, а не зайцев. Впрочем, средневековые арабы приписывали зайцу царское достоинство. Великий ученый Ал-Бируни заметил, что с открытыми глазами спят не только зайцы, но и цари. Для некоторых мусульман-шиитов заяц был воплощением зятя Мухаммада Али.
В христианстве заяц стал символом вожделения, хотя его способность резво скакать по скалам сделала его аллегорией верующего, ищущего прибежища во Христе. В Средневековье рыцарь, удирающий от робкого зайчика, слыл образцом трусости. Вне всякого сомнения, подобное поверье возникло не на пустом месте. Еще древнегреческий полководец и историк Ксенофонт первым сообщил, что трусливые зайки спят с открытыми глазами.
А теперь посетим родные пенаты. Наши доморощенные колдуньи чаще всего обращались в кошек или свиней, однако зайцы служили им верными помощниками. А впрочем, какая разница! Ведь наступающий год, как ни крути, обернулся и Котом и Кроликом.