С развитием технического прогресса и ростом популярности интернета обычная почта уходит в прошлое. Но между тем филателия не только жива, но и шагает в ногу с прогрессом. Создатели новых марок словно соревнуются между собой, предоставляя возможность любителям почтовых картинок не только почувствовать запах, но и вкус уникального творения.
Так, знаменитый вкус бельгийского шоколада теперь можно не только отправить бандеролью, но и послать на открытке. Марки с шоколадным вкусом и запахом выпустила бельгийская почтовая служба Bpost. Ранее в мире уже выпускались марки с таким запахом, но вкуса они не имели. Теперь, брюссельские марки достаточно лизнуть с клейкой стороны, чтобы почувствовать сладкий вкус бельгийского шоколада. Всего было выпущено 538000 почтовых открыток, один набор из пяти марок стоит около $ 8 (6,2 евро). Открытки имеют форму зерен, миндаля, кубиков или батончиков. Отпечатаны они с использованием краски, источающей шоколадный аромат, а клей с обратной стороны содержит масло какао, вкус которого чувствуется при облизывании.
В свою очередь имеющие отношение к созданию шоколадных марок работники почты отмечают, что достичь максимального сходства вкуса и запаха было очень нелегко. Со своей стороны, заполучившие в свою коллекцию уникальные марки филателисты заявили, что "хотя вкус марок похож на вкус бельгийских шоколадных сладостей лишь отдаленно, зато запах — тот самый".
Читайте также: Самые необычные хобби богатых людей
Бельгийские шоколадные марки далеко не первый эксперимент использования технологий при создании почтовых открыток. Широкую известность получили необычные австрийские марки. В 2008 году почтой Австрии были выпущены марки в виде вышивки. А к европейскому футбольному первенству 2008 года австрийская почта выпустила марку-футбольный мяч, повторяющую не только его форму, но и материал.
Серия марок с эффектом движения в честь UEFA EURO 2008 стала по настоящему революционной по технологии изготовления почтовых открыток. На марке были напечатаны 48 изображений телевизионных кадров, благодаря чему создателям удалось достичь эффекта трехсекундного фильма. Вскоре австрийцами была создана марка, увековечившая образ знаменитой Виллендорфской Венеры - самой известной и ценной находки в Австрии времен позднего палеолита. Марку с изображением этой уникальной находки выпустили с эффектом 3D, что позволило любителям истории наслаждаться ею в полном объеме.
Не менее интересные почтовые открытки выпустили для коллекций филателистов и власти Исландии. В том же 2008 году исландская почтовая компания выпустила серию марок с изображением Imagine Peace Tower, посвященную памяти Джона Леннона. Поверх обычной офсетной печати на марку наносился шелковый экран с элементами фосфора, который накапливал свет и светился в темноте. Кроме того, в лучах ультрафиолета на марке появлялся портрет знаменитого музыканта. А в 2010 году исландские власти выпустили марки со специальным свечением, воспроизводящим извержение вулкана Эйяфьятлайокудль.
Еще дальше в использовании технологий продвинулась китайская почтовая компания, в 2009 году выпустившая первую мультимедийную в мире марку. Касаясь марки специальной ручкой, называемой пером Aigo, можно прочитать некоторые из величайших стихов периода династии Тан, в том числе работы Ли Бо, Ду Фу и Бо Цзюйи, изображенных на марках. Само перо представляет собой уникальный гаджет, который сочетает в себе инфракрасную систему распознавания, систему хранения больших объемов данных и MP3-плеер.
В том же 2009 году Бутан обнародовал с веб-портала свой второй почтовый выпуск из серии CD-ROM почтовых марок. Марки представляют собой мини-диски, которые выпущены в роскошно украшенных конвертах в самоклеящемся варианте. Приклеенные на большой конверт, CD-ROM марки могут быть использованы для почтовых расходов. При вставке в компьютер, CD-ROM марка играет 8-минутное видео о Бутане.
Читайте также: Самые необычные увлечения звезд
В 2010 году в мире появилась марка — "самый маленький и короткий фильм" длительностью в одну секунду. Эта почтовая открытка была изготовлена для голландской почтовой службы. Удивительная марка изображает голландскую актрису Карис ван Хаутен на фоне типичной голландской ветряной мельницей, по сюжету марки нидерландских детей от 1951 года. В зависимости от угла, под которым рассматривается марка, появляется анимация, заканчивающаяся тем, как Ван Хаутен кусает средний палец человека.
На этом изобретательность голландцев не исчерпала себя. В 2011 году голландским рекламным агентством Gummo, Netherlands Architecture Institute (NAI) и TNT Post были представлены первые почтовые марки в мире с дополненной реальностью. На этих почтовых карточках были показаны пять работ известного архитектора Нидерландов. Каждая марка была напечатана с уникальным QR-кодом, которая при помещении перед веб-камерой воспроизводит на ладони человеческой руки здания в 3D картинке. Эта марка выглядит как обычная почтовая карточка, но если совместить её со смартфоном, она играет "Radar Love" от голландской группы Golden Earring.
Стоит также сказать и о марках, создатели которых отличились не столько использованием последних технологий, сколько оригинальностью и эксцентричностью. Так, в 2010 году в Марокко в честь 35-летия "Зеленого марша" на Западную Сахару был выпущен блок марок, содержащий настоящий песок, привезенный с территории знаменитой пустыни. В том же году в честь выставки китайской каллиграфии власти Пекина выпустили марки на специальной бумаге, рецепту которой более 1000 лет, а также серию почтовых открыток на керамических пластинках толщиной 0,3 мм.
Известный в Париже модный дизайнер Маурицио Галанте, в сотрудничестве с Почтой Франции, создал в 2011 году две марки для иллюстрации сердца в фирменной конструкции. Первая почтовая марка в 0,95 € имеет название "выгравировать ваши инициалы" и покрыта красной металлической плёнкой, на которой можно "вырезать" сообщение или инициалы адресата. Вторая почтовая марка в 0.58 € называется "мои краски" и позволяет раскрасить её по желанию владельца. Таким образом, по замыслу создателя, каждый может проявить творчество и стать автором своей почтовой марки.
Большой шум в мире филателии наделали и марки, созданные Тайландом в 2010 году. Блок почтовых открыток на специальном тайском шелке был выпущен с бриллиантами 1,2 карата.
Филателистический выпуск драгоценных марок был осуществлен и властями Англии. Тираж был приурочен к королевскому юбилею 2012 года и состоял всего из двух марок, украшенных крохотными ограненными алмазами. Всего было выпущено 600 экземпляров тиража, полностью раскупленного филателистами буквально за несколько дней по цене 125 фунтов. Более половины из специальных марок с алмазами, были заказаны жителелями Джерси. Каждый алмаз размером 1,25 мм вырезался вручную и фиксировался на короне королевы на одной из двух марок в сувенирный лист.
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что при создании уникальных марок, почтовые компании пользуются следующими из возможных способов выделить свою продукцию. Прежде всего, варьируется материал для марок. Привычная марка является бумажной. Но за полтора столетия изготовители марок ввели в употребление: ткани, металл, пластик, дерево, сургуч, фольгу, керамику и даже платину.
Читайте также: Коллекции из всего на свете
Другим популярным способом придать уникальность выпуску марок является добавление специальных веществ. В целом это разновидность марок, указанных в первом пункте, но с той разницей, что они изготавливаются обычно из бумаги, но с нанесением небольшого количества какого-нибудь чужеродного вещества. В качестве таких добавок используются: песок, стекло, глина, резина, опилки, семена, каменная крошка, хрусталь, жемчуг, металлы, драгоценные камни.
Следующая разновидность необычных почтовых марок — это выпуски со всевозможными эффектами. Начало этому было положено 3D марками Бутана, после чего появились: марки-грампластинки, голограммы, компакт-диски, светящиеся, лентикулярные, DVD-марки, и даже с QR-кодами, показывающими объемные объекты.
Одним из самых простых способов создания необычных марок является выпуск почтовых открыток с запахами. Ароматическими марками известны многие страны. Здесь и классические ароматы цветов и фруктов, и экзотические запахи корицы, кофе и шоколада, и даже совершенно неожиданные запахи свинины или горящего дерева. Россия тоже в свое время выпустила марки с ароматом ягод и фруктов.
Пожалуй, самый простой вид оригинальных марок — это открытки разных форм. Например, разновидности четырехугольников — ромбы, трапеции. Среди таких марок есть и изощренные фигуры — сердечки, карты, фрукты.
Таким образом, несмотря на то, что сегодня почтовое дело постепенно уходит в прошлое, изготовители марок продолжают радовать и привлекать филателистов, поставив на службу старинному виду коллекционирования технический прогресс.