Изобретательность производителей сувениров превосходит все границы. Эмблема чемпионата вышла далеко за рамки привычных футболок, кепок, кружек и флагов. Символикой Евро-2008 украшают и домашнюю утварь, и одежду для новорожденных.
Так, например в витринах многочисленных венских кондитерских появилось неимоверное число футбольных мячей и другой спортивной атрибутики из шоколада и марципана. Причем «спортивные» сладости уже превысили популярность главного фирменного австрийского лакомства - конфет с изображением Моцарта.
Сейчас в Австрии активно выпускают шоколадоки со знаменами всех стран-участниц чемпионата и с расписанием его матчей. Есть даже шоколадный "конструктор", из которого можно собрать футбольное поле.
Отрада появилась даже для владельцев собак. Теперь собаководы смогут нарядить своего питомца в форму футбольной сборной, за которую болеет хозяин. Форма для собак с логотипами стран-участниц ЕВРО уже появилась в магазинах товаров для домашних животных.
Компания Fressnapf, специализирующаяся на продукции для животных, особенно отличилась. Она выпустила для собак белье, лежаки и гетры (стирать при температуре не выше 30 градусов) в черно-красно-золотой расцветке. Зеленая флисовая подстилка для домашних любимцев выполнена в форме футбольного поля – с нанесенными линиями ворот, средней линии, штрафной зоны и одиннадцатиметровой отметкой.
В дополнении идиллии для собак даже изготовили специальное "Хвостовилятельное собачье пиво" – безалкогольный напиток на основе говяжьего бульона, разлитый в 0,33-литровые пивные бутылки из темного стекла. Собачья выпивка изготовлена на случай, если питомец решит посмотреть вместе с хозяином футбольный матч и до конца проникнуться запалом болельщика.
Запахом ЕВРО-2008 пропитан не только воздух вокруг, но и туалетная бумага. В Австрии и Швейцарии, где начнутся первые матчи, сеть магазинов-дискаунтеров Plus выставила в продажу туалетную бумагу с ароматом футбольного поля. А другая сеть магазинов, специализирующаяся на аптечной и парфюмерной продукции, предлагает туалетную бумагу с футбольной символикой – с изображениями игроков, мячей и кубков.
Сейчас рынок в изобилии переполнен множеством оригинальных, но совершенно бесполезных товаров, которые в большей или меньшей степени имеют отношение к футболу.
Так на упоковке полуфабрикатов от компании Frosta появилось послание болельщикам: "Поджарим испанцев на сковородке", а рядом неизбежно красуется футбольный мяч.
Производители чипсов Crun более сдержанны: они представляют двойную упаковку чипсов и называют ее просто – "командный мешок".
Шоколад компании Milka, выпущенный по случаю ЕВРО-2008, неожиданно получил полукруглые изгибы в футбольном дизайне и носит название "Чемпиолад".
А у Müller Milch появился специальный йогурт: теперь в йогурт из соседнего по сдвоенной упаковке контейнера можно добавить "шоколадные хрустящие футбольные мячики".
Особое раздолье спекуляции на футбольной символике наблюдается у производителей пивной продукции. Что не рекламный ролик – то слоган с ЕВРО-2008, что не бутылка – то с клетчатыми мячами на этикетке.
Придумана и масса товаров для гриля – особенно здесь выделяются до конца продуманный набор для гриля "Футбольный гриль" или приспособление для гриля под названием Hot Ball в форме футбольного мяча. Otto даже предлагает "Фитнес-гриль со встроенным радио и устойчивой к ветру радиоустановкой" – для приготовления мяса и прослушивания футбольных матчей в любую погоду.
Отличились и немцы. Deutsche Bahn вводит в обращение специальную карточку для фанатов. Срок действия этой проездной карты будет увеличиваться на месяц каждый раз, когда победу будет одерживать немецкая сборная.
Отрасль развлекательной продукции наряду с классическими флажками для автомобилей, париков, шляп, солнцезащитных очков, дудок футбольных фанатов или гавайских гирлянд в черно-красно-золотой расцветке в этом году предлагает новинку: флаги с рукавами. Фанат может засунуть туда руки и таким образом не опускать его ни во время ликования, ни во время всплеска разочарования.
Были ли задействованы генные технологии для выращивания боба в футбольном мяче "Чемпион Европы", неизвестно. Но предлагаемый в Интернете «растущий» сувенир выглядит стакан, в котором лежит разрезанный пластиковый футбольный мячик, в котором помещены земля и зерно. Сувенир содержит следующую инструкцию: Если начать поливать его в день начала чемпионата, то через две недели – "в то время как Германия, возможно, будет дрожать перед полуфинальным матчем", как говорится в интернете – на первых почках должно появиться слово "Чемпион Европы".
А в Женеве и вовсе разразился нешуточный скандал, связанный с нелегальной «сувениркой» к Евро-2008.
Полиция Женевы, которая должна бороться с появлением на рынке контрафактной продукции с символикой Евро-2008, случайно сама заказала нелегальную продукцию - 500 футболок и 250 бейсболок с логотипом Евро-2008 с целью ее дальнейшего распространения.
Однако отдел по расследованию мошенничества выяснил, что у компании, выполнившей заказ полиции на 6200 евро, не оказалось разрешения на производство продукции от организаторов чемпионата. Как заверил пресс-офицер полиции Женевы, продажа маек и бейсболок тут же была прекращена. Полиция намерена бесплатно раздать оставшуюся продукцию во время городских спортивных мероприятий в сентябре.
Кстати, прикупить себе одежу или аксессуары с логотипами любимой сборной – удовольствие не из дешевых. Так, к примеру, кошельки с символикой стран-участниц ЕВРО-2008 расходиться в сети по 250-300 рублей за штуку. Полотенца с логотипом российской сборной продается за 950 рублей, а аналог формы игрока ЕВРО – от 2000 за полный комплект.
Чемпионат Европы по футболу пройдет с 7 по 29 июня на полях Швейцарии и Австрии. Будем следить за событиями.
Читать эту статью на английском: Football souvenirs - for Euro-2008 in spades and leg warmers for dogs