Летом желание ездить на метро совсем отпадает. Но и желания пробиваться по пробкам от этого не прибавляется. Хочется ветерка в лицо и скорости. Но мотоцикл влетит в копеечку, да и права с соответствующей категорией есть не у всех, а крутить педали на велосипеде в городскую жару не очень весело. Что же делать?
Самое прелестное в этом виде транспорта то, что, если объем двигателя меньше 50 кубиков, а максимальная конструктивная скорость меньше 60 км/ч, вам не нужны водительские права. Да и коробка передач автоматическая, и бензина ест мало.
Есть правда и свои минусы – вы не имеете права выезжать из правого ряда и делать левые повороты как нормальный участник движения. Для поворота налево нужно заглушить движок и пройтись с мопедом по пешеходному переходу.
Еще один минус – травматичность. Как и на велосипеде, прежде чем научишься ездить уверенно, падаешь не один десяток раз. Тех, кто никогда не попадал в аварию на скутере, – единицы. На этот случай существует мотоциклетная защита. На защите не нужно экономить, и вполне вероятно, что она обойдется вам дороже чем сам мопед – безопасность всегда дорого стоит. Забудьте о китайских шлемах – голову вам не вернут даже врачи. Мотоботы помогут избежать переломов и растяжений. Наколенники – разбитых или сломанных коленных чашечек. Черепаха – травм спины и позвоночника. Перчатки – ссадин. За езду без шлема, кстати, скутеристов штрафуют так же, как и мотоциклистов.
Если вы еще не передумали, то можно поговорить о приятном. Как уже было сказано – скутер считается мопедом (как и указывается в документах), если объем двигателя, заложенный конструктором, не более 50 кубических сантиметров. Далее он уже переводится в чин мотоцикла со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Однако, возможностей для тюнинга у скутеров масса – достаточно зайти на любой форум, посвященный этой теме, и найдете не один десяток рецептов. Правда, чем больше скорость – больнее падать.
Как же повысить безопасность езды?
Во-первых, нужно соблюдать правила, а во-вторых, можно пойти на мотоциклетные курсы по совершенствованию мастерства, коих в Москве множество. Там гоняют и на мотоциклах, и на скутерах, и даже на минимото (детские мотоциклы, которые полюбились и взрослым). Вам объяснят почему нельзя сбавлять газ в повороте, почему лучше тормозить передним колесом, как держать развесовку и многое-многое другое.
Есть еще вариант самостоятельного обучения – чтобы прочувствовать поведение железного друга и постигнуть все премудрости быстрого и безопасного вождения можно пойти на автодром и самостоятельно наматывать там круги. Более того – после успешных тренировок можно участвовать в чемпионатах любительских серий, а там чем черт не шутит и до Кубка России не далеко. Недавно начали проводить также и чемпионаты Европы и мира.
Чемпионы по скутерам
Я побывал на тренировке команды Racing Vzdor на картодроме «Лидер» под Подольском и был, мягко говоря, шокирован видом, казалось бы, привычного транспорта. Эти скутеры абсолютно другие, и по городу на них явно не поездишь. Лысая резина, как и полагается гоночным агрегатам. Снят весь пластик, зеркала, фары. Нет маслобака – масло смешивают с бензином и заливают в бензобак. Аккумулятор находится на площадке для ног.
Перед стартом прогрев моторов и последние корректировки, небольшая зарядка в виде растяжки рук и ног. С удивлением я вижу, как скутеры очень резво рвут с места и тут же скрываются за поворотом. В виражи скутеристы входят как профессионалы – со смещением центра тяжести, практически касаясь коленом асфальта. Мимо старта проносятся спортбайки, минимото. Над треком стоит оглушительный рев.
Испытать такое удовольствие стоит, помимо подготовки транспорта, 1200 рублей за день, или 250 за пятнадцатиминутную сессию. Ну а чтобы поучаствовать в соревнованиях нужно просто приехать в день гонки на трассу (любительские серии проходят на трассах Московской Области, Ярославля, Питера), заплатить взнос (порядка 1500 т.р.) и все, можно ехать!
С Кубком России все несколько сложнее – нужно застраховаться и пройти медосмотр. Последнее вполне оправдано. На трассе хоть и безопасней чем в городе, но тем не менее переломы явление довольно частое. Правда, горячие головы это не останавливает.
Василий Зоркин
Читать эту статью на английском: Reinvent the wheel - the competition on the scooter and how to survive the summer in the big city