В этом году совпали два знаменательных события. Во-первых, этот год назван Годом России в Китае – на родине ушу, и, во-вторых, отмечается круглая дата – десятилетие российского представительства Федерации шаолиньских боевых искусств. Наш корреспондент встретился с президентом Московской федерации Юрием Владимировичем Момотовым.
- Юрий Владимирович, десять лет – это официальная дата. Ушу ведь появилось в нашей стране значительно раньше. Вы, насколько я знаю, занимаетесь этой техникой с конца восьмидесятых. С чего все начиналось?
- Прежде всего, замечу, что я не являюсь патриархом... Когда все зарождалось, многие начинали самостоятельно. В то время это не называлось ушу. Иногда проскальзывало другое слово - кун-фу, тогда как чаще всего это боевое искусство именовали просто - каратэ. Это универсальное название подходило под все единоборства: корейское каратэ, японское каратэ, китайское каратэ. Другие названия не были в столь широком употреблении – “ушу” появится позднее. Тогда обучение проходило чаще всего самостоятельно по различным перепечаткам, брошюрам, и единицы занимались у мастеров. Потом в 1988 году была создана Федерация гимнастики ушу СССР. Это событие ознаменовало собой начало истории ушу в нашей стране. Дело в том, что в то время в СССР были запрещены какие-либо боевые искусства, и поэтому ушу стало невинным и гимнастическим. Из-за этого до сих пор бытует превратное мнение, что ушу – это лишь легкие ковровые упражнения. Первым руководителем федерации стал мой учитель Гусейн Сагидович Магомаев – без всякого преувеличения легендарный человек. Мне довелось участвовать в первой конференции образованной федерации, с которой, собственно, все началось. Правда, как это обычно бывает, позже появятся легенды, имеющие трактовку, что, дескать, у истоков ушу в России стояли совершенно не те люди. Тем не менее, существует истинная история: боевые искусства развивались в нашей стране благодаря труду таких людей, как Штурмин, Касьянов, Гусев, Магомаев, Маслов.
- А по какой направляющей ушу развивается в России сегодня?
- Развитие ушу в России проходит в двух направлениях: спортивное и традиционное. В чем различие? Школы спортивного ушу как, допустим, федерация под руководством Глеба Музрукова, занимаются, прежде всего, подготовкой спортсменов, будущих чемпионов. Они, в свою очередь, представляют Россию на международной арене. Наше предназначение совершенно иное - мы не занимаемся со спортсменами и не выступаем на соревнованиях. Да, где-то мы пересекаемся, но задачи у нас все же разные. Мы преподаем традиционное ушу, и наши ученики, как правило, принимают участие лишь в показательных выступлениях. Дело в том, что помимо олимпийских чемпионов, спортсменов, мастеров спорта есть другая категория людей – те, для кого ценность в боевых искусствах представляют все-таки не титулы и регалии. Они-то к нам и приходят, в том числе молодежь.
Кроме того, существует и такой немаловажный аспект, как здоровье нации. Вполне очевидно, что здесь очень много проблем и вопросов, которые мы по мере сил стараемся решать. Должен заметить, что мы – отнюдь не патриотический клуб, мы не берем на себя воспитательные функции. На это есть ряд профильных правительственных организаций. Но в то же время мы занимаемся общей физической подготовкой учеников и помогаем им в духовном, моральном развитии.
- В любом случае, человек сам выбирает, что ему ближе – грубо говоря, большой спорт или занятия для себя…
- Все, как правило, начинается с раннего возраста, и в большинстве случаев решают родители. Что касается традиционного ушу, то когда они узнают, что разрядов мы не даем, то следует либо искреннее удивление, либо огорчение: зачем это вообще нужно? К тому же не стоит забывать, что родители стараются реализовать в детях то, что в свое время не удалось им самим, и подкрепляться это, понятное дело, должно вещественно. Иначе обстоит дело, когда в школу приходит человек сложившийся и зрелый – у меня здесь занимаются люди по 30 лет и старше. Их, как правило, уже не интересуют доски почета и награды.
- Юрий Владимирович, в Москве представлены всевозможные клубы по ушу, и каждый из них предлагает что-то свое…
- Действительно, в Москве слишком много различного рода школ, которые существуют совершенно самостоятельно и автономно. Одна из главных задач нашей федерации - донести информацию без искажений, и для нас это принципиально. Наши ученики осваивают шаолиньское ушу без каких-либо ненужных отступлений. Именно поэтому наша школа называется традиционной - мы соблюдаем и чтим традиции. Конечно, существует масса других школ, которые также называют себя шаолиньскими. Вообще Шаолинь – это большой бренд, и, прежде всего, в самом Китае.
- О коммерциализации боевых искусств было сказано много. Какие последствия эти тенденции имеют для традиций Шаолиня? Насколько многовековые знания перешли в разряд массовой культуры?
- Сегодня в монастыре не осталось никого из мастеров, адептов шаолиньских традиций – все они покинули монастырь. Вокруг его стен образовалось множество различных чисто коммерческих школ, в которых крутятся большие деньги. Диплом можно попросту купить. Одним словом, процветает бизнес, поставленный на широкую ногу. Мастера, безусловно, есть – они разъехались. Кто-то живет неподалеку от монастыря, образовав школу, и традиции, таким образом, передаются. Мой учитель Ши Дэцянь, например, открыл свою школу. Это было мудрое решение одного из великих шаолиньских наставников – преподобного Ши Суси в то время, когда при монастыре еще не было школ. Сейчас это Международная академия ушу. В одной из бесед, когда Ши Суси задали вопрос касательно традиций и монастыря, он ответил: “монастырь уже внутри вас, и традиции несете вы”. Т.е. чтобы сохранить традицию, Ши Суси, видимо, предвидя бездушное растаскивание и популяризацию, сам вынес ее за стены монастыря.
- Насколько далеко в смысле купли-продажи зашло дело в России?
- Это сложный вопрос. Все зависит от того, что понимать под коммерцией. Всегда найдутся люди откровенно неграмотные, которые зарабатывают на незнании других. В этом смысле, повторюсь, одна из основополагающих задач нашей федерации заключается в том, чтобы донести информацию. Чтобы люди, приходящие в ушу, хотя бы имели представление о сути этого боевого искусства. С другой стороны, возвращаясь к вопросу о материальных благах, всегда стоит помнить простую истину: не отдав что-либо, невозможно ничего получить взамен. И в этом случае проще всего оказывается отдать деньги. Однако они в любом случае никогда не станут мерилом знаний и ценностей. Несмотря на это, с неизменной регулярностью появляются люди, которые готовы торговаться. К тому же спрос рождает предложение, и находятся предприимчивые граждане, которые стремятся заработать на том, что нынче модно.
- Что касается непосредственно ушу – это, прежде всего, боевое искусство или путь духовного совершенствования и определенная философия?
- Вы понимаете, нельзя отделять одно от другого. Безусловно, ушу – это философия и своего рода искусство, благотворно влияющее на духовное развитие. Если уж на то пошло, то занятия ушу можно, например, сравнить с ремеслом гончара. Чем, скажем, ремесло отличается от искусства? Ремесло – это когда обжигаются ничем не отличающиеся друг от друга горшки. А искусство – это когда горшок за счет какой-либо детали приобретает своеобразную индивидуальность, и перед нами уже кувшин или ваза.
- Насколько человек должен быть подготовлен к тому, чтобы заниматься ушу? И как восточная философия соотносится с загадочной русской душой?
- Опять же непростой вопрос. Ушу не требует специальной подготовки. Единственное, если вы приходите в традиционную школу, то вы либо принимаете традиции, либо не принимаете. И здесь не должно быть какой-то неприязни или отторжения между учителем и учеником. Ведь любое обучение начинается, прежде всего, с веры. Это основополагающий принцип, от которого никуда не деться. Затем вера заменяется уже знаниями. Тогда закрадываются подозрения, появляется какое-то свое мнение, усиливаются поиски... Но если вера отсутствует, то занятия единоборствами лучше отложить. А что касается загадочности, то все очень неоднозначно.
- Какие стили сегодня преподаются в Росси, и на каких, возможно, техниках специализируется московская федерация, которую Вы возглавляете?
Повторюсь: в Москве и тем более в России очень много различных школ. Наша федерация специализируется на шаолиньцюань (это одно из основных направлений) и дзинь у. На дзинь у стоит остановиться особенно. Дело в том, что это даже не стиль и не школа. Это по сути самая первая федерация ушу в мире (по времени создания). Она появилась в Шанхае в 1910 году. Мы работаем по программе дзинь Академии шаолиньского монастыря. Вообще же стилей у нас очень много – как внешних, так и внутренних. Преподаем и синьицюань, и багуаджан, и тайцзыцюань.
- Внутренние и внешние?..
- Я постараюсь объяснить. С первого взгляда, они ничем не отличаются. Представьте себе одну комнату с разными дверями – открыть можно любую. То же самое с внутренними и внешними стилями: граница между ними очень условная. Это различие скорее возникло для их дополнительной классификации. Между тем изначально в Китае (на родине ушу) все стили, которые не относятся к вашей школе, считаются внешними. Т.е. вы занимаетесь внутренними стилями в данной конкретной школе, в то время как все остальные стили считаются внешними.
- Нет ли в этом какого-то пренебрежения?
- Нет-нет. Внешние стили и школы ни в коем случае не ставятся ниже по статусу или по каким-либо другим критериям.
- Что касается стилей, существует ли стиль пьяницы, который стал притчей во языцех благодаря таким фильмам, как "Пьяный Мастер" и "Пьяный шаолиньский монах"?
- Цзуй-цюань. Это комплекс, который развивался в совершенно разных направлениях. Одна из традиций приписывает возникновение цзуй-цюань шаолиньскому монастырю. С ним связана одна из знаменитых историй о том, как монахи спасли императора Ли Ши Миня и помогли ему вернуться на престол. После этого он наградил монастырь огромной площадью земли, разрешил монахам есть мясо и пить вино. Эта история действительно имела место – на территории монастыря до сих пор стоит большая стела, на которой выбит указ императора.
- В свою очередь, можно вспомнить "восемь пьяных небожителей"…
- Это довольно любопытная даосская традиция - цзуй ба сянь. В основе этого комплекса лежит популярная история про восьмерых небожителей, которые однажды перепились. Вообще что касается традиций, то здесь следует учитывать, что Шаолинь – это только часть монастыря.
- И все-таки, насколько ушу – прикладное единоборство, помогающее в жизни?
- Это в полном смысле боевое искусство. Если мы говорим о традиционном ушу, то школа всегда построена так, что человек проходит ряд испытаний, прежде чем он становится посвященным. Голый энтузиазм скоротечен, и, прозанимавшись всего полгода и бросив, невозможно получить полноценные знания. В этом случае человек даже не поймет толком, на что потратил время. Когда вы выходите на новый уровень и овладеваете искусством, вас будут обходить стороной те люди, которые прежде могли бы вас задеть. Вы просто перестаете с ними пересекаться.
В Москве в минувшие выходные прошел Международный фестиваль традиционных боевых искусств. В Лужниках свое мастерство демонстрировали как отечественные, так и зарубежные школы восточных единоборств. Первое “слово” было предоставлено почетным гостям из Китая – ученикам и инструкторам Международной академии шаолиньского монастыря, за которыми наблюдал сам ректор Ши Дэцянь. Очень широко были представлены российские школы, и зрелищными оказались выступления не только заслуженных мастеров, но и юниоров. Особенно хочется выделить клубы из Калуги, Воронежа, а также подмосковного Сергиева Посада. Выступления проводились как в групповом, так и индивидуальном исполнении, в том числе с оружием - шестом, копьем, широким мечом, крюками, трехсекционным цепом, кинжалом и алебардой.
Владимир Ядута.
Читать эту статью на английском: Wushu: keeping the tradition