Грунтовые дороги, лесные просеки, едва заметные тропинки – это все часть маршрута любого велотрофи. А еще, чтобы было интереснее, - бурелом и непролазные дебри, затопленные колеи полузабытых троп, и, в конце концов, настоящие болота. Прелесть такой покатушки – в возможности остаться наедине с природой, вдали от машин и людей, услышать пение птиц и шум листвы – звуки леса не испорченные звуками цивилизации.
А еще это настоящее приключение, в котором ты – первооткрыватель. Проехаться по дороге, по которой ходят лишь одинокие грибники, и ездят лишь лесовозы. Найти в глухой чаще таинственную избушку на курьих ножках, пусть она принадлежит не Бабе Яге, а все лишь леснику. В чистом поле, вдали от деревень и сел, неожиданно наткнуться на старую, полуразвалившуюся церковь, все еще привлекательную, пусть в одиночестве и забытьи. Или обнаружить на опушке заросли земляники, до которых не добрались дачники, и устроить маленький лесной пир. А в жаркое время самое лучшее – открыть укромный прудик или озерцо с чистой водой. Водные процедуры на привале приносят массу радости.
Но все эти находки и впечатления даются не просто так. Чтобы открыть что-то интересное, нужно забраться подальше. А это бывает не просто. Иногда приходится тащить несколько километров велосипед на себе сквозь бурелом, отбиваясь от полчищ комаров, или принимать настоящие грязевые ванны, пробираясь по размытой дождем глиняно-песчаной дороге сквозь поле. Поездка по бездорожью дает возможность испытать себя, свои силы, свой характер. Но все трудности оправданы, если ты – авантюрист на двух колесах.
Вот несколько советов тем, кто отважится на настоящее велоприключение. Прежде всего, снаряжение. Памятуя о том, что не всегда велосипед несет тебя, но иногда ты несешь велосипед, твой железный друг должен быть легким, но прочным. То есть минимум с алюминиевой рамой. Поскольку ездить придется по грунту, иногда по вязкому песку или глине, покрышки должны быть широкими и с «шипами». Узкие шоссейные шины тут доставят только неприятности. Желательно – передние амортизаторы. В общем, это должен быть горный велосипед для кросс-кантри. Всегда при себе нужно иметь насос, запасные камеры и набор инструментов – получить прокол, блуждая по бездорожью, проще простого.
Также легко можно оцарапаться о ветки, удариться при падении или получить другие небольшие травмы. Поэтому аптечка первой помощи с кровоостанавливающим, обезболивающим, бинтами и пластырями должна быть при себе в обязательном порядке. Желательно, конечно, носить шлем, который поможет защитить голову от серьезных травм, например, от сильного удара веткой. А если не шлем, то хотя бы очки, чтобы защитить глаза от яркого солнца, пыли, насекомых и опять же, назойливых веток.
Если поход намечается с ночевкой, то есть с собой надо брать палатку, спальник и еду, стоит подумать о том, в чем все это добро везти. Универсального решения этой проблемы нет. С одной стороны, есть специальные велоштаны – сумка, одеваемая на багажник велосипеда. Преимущества ее очевидны – полностью разгружается спина и плечи, но есть и недостатки. Если придется нести велосипед на руках (двигаться «велопешком»), он будет уже не столь легким, ведь на нем вся поклажа. С другой стороны, обычный рюкзак, нагружающий плечи, но более удобный при перемещении по особо труднопроходимым местам. Каждый решает для себя сам.
Умение грамотно спланировать маршрут – одно из главных условий удачного похода, наравне с умением ориентироваться на местности. Велотрофи, если мы говорим о его наиболее доступном подмосковном варианте, обычно длится один-два дня с расчетом в 60-100 км. в день. Интересные места можно найти где угодно, хоть в окрестностях твоей дачи, хоть за десятки километров от Москвы. Проще всего воспользоваться готовыми маршрутами, по которым уже передвигались бравые велосипедисты. Однако гораздо интереснее придумать свой путь, найти свои сокровища в виде неизведанных ранее красот природы или творений человека. Только важно помнить, что, например, указанная на карте просека на деле может оказаться заваленной буреломом и передвижение по ней займет не один час. Лучше предусмотреть все возможные варианты движения и пути обхода.
Подробные карты местности («километровки» или, еще лучше, «500-метровки»), распечатанные снимки со спутника (легко можно найти в Интернете) и компас – обязательные атрибуты ориентировщика. Современные технологии, правда, предлагают и более простой способ – GPS-навигаторы. Однако они не везде ловят спутник и довольно быстро разряжаются, поэтому традиционными картами и компасом для собственной же безопасности лучше не пренебрегать.
Кроме свободных покатушек с вольным выбором дорог, в Москве и области, а так же в Питере и многих других городах России довольно часто проходят соревнования по велотрофи. Тут уже можно не только себя показать, но и других посмотреть.
И, конечно же, чтобы участвовать в велотрофи, нужна не малая выносливость, как в физическом, так и в моральном плане. Физически гораздо тяжелее проехать 50 км по грунту, чем по асфальту, а трудности, как ожидаемые, так и неожиданные, легко могут сломить уставшего и измученного человека. Все решает тренировка, ведь чем больше катаешься – тем выносливее становишься. В общем, не ищите легких путей, ведь в большинстве своем именно трудные пути – самые интересные или, по крайней мере, самые запоминающиеся.
Татьяна Козаченко
Читать эту статью на английском: Velotrofi - a survival strategy. A bicycle on the road - the pleasure of the difficulties