Она…
Это начало не мое. Но мне нравится. Пусть будет плагиат. Какая разница, если нравится? И вообще что такое «мое», «не мое»?
И утром, сидя у зеркала и тщетно пытаясь замаскировать «залысину» в ресницах (это все он – перевал!), я вспоминаю, как все начиналось.
- «А ты бы пошла?»
- «А почему бы и нет? Только зачем?»
Извечный вопрос (в прежней интерпретации - «на фига?»), на который ответа так и нет.
Итак, вопрос задан. Ответ как обычно получен. И о потере девственности, и о превращении горькой редьки в помидорчик. Якобы ответ. На самом деле не ясно ничего. Только внутри все возрастающее желание – до слюнок во рту. И вместе с ним все круче накатывающий страх. Нет, СТРАХИ. Вымороченные, разные и все страшнее от того, что никак с ними не расстанешься. Они обрастают все новыми деталями, поворачиваясь с разных сторон. Самый страшный – почему изменены условия и может возвратиться один?
И в какой-то момент уже на грани – отказаться от этой нелепой затеи! Но нет, решение принято, и только на минутку представить – не иду – невозможно. Жуть, как хочется! И страшно уже от мысли – чтобы никто не опередил.
Спасают, конечно, сборы. В заботах и хлопотах немного забываешься. Варежки, бахилы, спальники, аккумулятор к видеокамере, ледоруб. О, снегоступы! Ну, конечно, - это гвоздь программы! Как нам замечательно побежится по снегу, чуть проваливаясь. Есть снегоступы специально для бега, но мы выбираем попроще – с рюкзаком все-таки сильно не разбежишься.
Они такие симпатяги – желтенькие «special equipment» (спецоборудование то есть), упаковочка супер просто – хоть сейчас на обложку!
Но неделя подходит к концу. Проводы. Водка, селедка… На всю жизнь запомню.
Наконец поезд. Долгие проводы – лишние слезы. Умопомрачение. Утреннее замешательство. Барнаул.
Первый стресс. Забыты в поезде лыжные палки. Без них на маршруте делать нечего. Хорошо, что поезд стоит в Барнауле 5 часов, и попутчики попались хорошие. Шофер немного ворчит, они его успокаивают, мол, ничего – с кем не бывает.
И первое везение - палки на месте. Проводник: «Что, палочки забыли?».
Горно-Алтайск. Страхи нагнетаются.
«Вы куда это, ребятишки? Там такой буран прошел – снега намело».
«А в горах мороз то покруче будет!»
«Куда? А вы что, телевизор не смотрите – что там творится?».
Но опыт есть – знаешь уже, что выйдешь на маршрут и все пройдет. Будет так, как будет. А как будет, не знает никто. И ты будешь принимать решение по ситуации.
Наконец, едем. Водитель из Акташа, спокойный – без охов и ахов. Спасибо. Только в конце: «Телефон запомните – он у меня простой - 711. Мало ли что. На всякий случай». Вспоминаю опять про изменение «условий возвращения». Прогоняю мысль, порядком надоевшую, – теперь уже насовсем.
Идем через Чибит и дальше по уже знакомой по майскому походу трассе. После теплого комфортного автобуса непривычно и тяжеловато. Опять накатывают страхи – выдержишь ли. Это тебе не майский «курорт»! Помогали весь путь записки Игоря о первом походе. Аюлла прошла!
Останавливаемся на ночлег у сруба. Как обычно – первые дни трудно разобраться с вещами, пока в голове и рюкзаке не установится определенный порядок - здесь продукты, аптечка, умывалка, туалетная бумага, носки, перчатки и т.п. Пока – канитель.
2
Наутро, как и было обещано еще в Москве, ясный тихий солнечный день. Но не сказать, что простой. Может быть, самый тяжелый. По количеству увечий, которые я сотворила с собой, – без сомнений, самый-самый. И обмороженные пальцы рук, и «фонарь» под глазом, и на ногах синяков не счесть.
Мы отправляемся в путь к перевалу Орой. Страх физической несостоятельности в полной мере лезет из всех щелей. Он пройдет позже, когда уже деваться будет некуда – только вперед. А пока обратная дорога не так далека, сомнения «дойдешь – не дойдешь?» не покидают. Но вместе с тем по мере преодоления понимаешь, что страхи твои только в голове. Вот ночью плохо спалось – все представляла, как буду переходить мост через Чую, дырявый насквозь, вспоминая, как майская группа шла по нему, а мы сверху наблюдали, сжавшись в комочек. А перейти его оказалось как нечего делать– вот тебе и страхи!
А вот до мостика дойти было непросто. По моим излюбленным осыпям, да свеженьким впридачу – последствия землетрясения. Искусством управлять альпенштоком я так и не овладела – а зря, пригодилось бы. Спасибо Горну – помогает в особо сложных местах.
Дальше – на небольшом участке тропа, и мы выходим к реке Орой. Какая же силища у горных рек – в такой мороз и не замерзают. Бегут себе, журчат, где подо льдом, а где выглядывая на поверхность. Вот замерзла бы – и чего проще, иди себе и иди. А тут приходится соображать, куда ступать, чтобы не искупаться.
Подъем очень крутой, особенно учитывая первый день пути. Карабкаемся, иногда по отвесному льду. Зато новенький ледоруб опробовали.
Идем долго, приходится выбирать дорогу. Где по руслу, где в обход. Но все вверх и вверх.
Встречаем охотника. По его словам, до перевала минут 15 пути. Рядышком шикарное место для ночевки. Сосны. Река близко. Ура, останавливаемся. Радость окончания дневного маршрута ни с чем не сравнима и непреходяща и тем сильнее, чем неожиданнее момент финиша, который определяет Горн.
3
Следующий день легко встаем и набираем высоту. Но проходит и час, и два, а перевал все не показывается. Что имел ввиду охотник, когда говорил о 15-ти минутах. Или у них измерение времени другое? Снега очень много и он рыхлый - выпал совсем недавно. Снегоступы не помогают. С ними получается еще тяжелее идти, потому что вытаскивать ноги труднее. Приходится тащить на себе. Мысли о том, чтобы избавиться от них, приходят все чаще и настойчивее. Останавливает только Горн – убеждает, что пригодятся в дальнейшем. Теперь уже могу сказать, что практически так и не пригодились. Пронесли их мы по Алтаю как знамя.
Наконец – перевал Орой. Достаю фотоаппарат – пора начинать фиксировать этапы нашего пути, хотя съемка дается с трудом - обмороженные пальцы плохо работают и варежки снимать не очень хочется.
Вниз под горку идется легко и радостно. Впереди – плато. По плану нам его сегодня нужно пересечь. Подогревает надежда на то, что по плато идти будет легче, и мы дойдем до конечной точки сегодняшнего маршрута - р.Шабаги .
Несемся значит мы под горку. Останавливаемся проверить направление. Компас врет? Наше направление по компасу – противоположное. Достаем второй компас. Результат тот же.
Значит, идем в другую сторону, и предстоит возвращение. Но теперь уже вверх. И по склону. Блин горелый, как же тяжело идти. От сознания, что этого могло не быть, становится порой просто невыносимо. Куда делась прежняя легкость? Оказывается, то был не перевал, до него еще нужно дойти. 15 минут для местного аборигена для нас обернулись днем пути.
В результате к концу дня, обессиленные, выходим на плато. Радует одно: наст на плато достаточно плотный – можно наконец ношу уменьшить – сбросить снегоступы (как же они надоели – этот гвоздь, который уже в печенках!).
Надеемся, что следующий день будет легче. Эта надежда «завтра будет легче, чем вчера» посещала в первые дни. Потом стало понятно, что каждый день хорош по-своему и несет свои испытания и заморочки.
В ночь на плато Ештыккол, пытаясь согреться и высушить насквозь мокрые носки, надевая их поочередно то на руки, то на ноги, под жуткие порывы ветра, грозящие унести палатку, смутно осознавая, явь это или сон, я видела яркое теплое солнце и недоумевала, как это возможно. Дурочка. Опять пытаешься понять. Наслаждайся и радуйся, грейся в его лучиках.
Мы – не одни.
Читайте также:
Yoki.ru откроет тайны Байкала: подробности экспедиции на мыс Рытый.
Валентин Хагдаев: ортодоксальный шаман в центре мегаполиса.
Паломничество в велосипедном седле. Проект «Храмы Руси». Репортаж.