19 марта в МВЦ «Крокус Экспо» открылась Международная специализированная выставка «Интурмаркет-2006».
Впервые туристической отрасли серьезное внимание уделило государство. Основная цель организаторов – увеличение притока иностранных туристов в Россию и создание приемлемых условий для российских любителей путешествий внутри страны. Выставка проводится при поддержке Федерального агентства по туризму РФ, Управления Делами Президента РФ, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ, Федерального агентства воздушного транспорта РФ, ОАО «Российские железные дороги», Российского союза предприятий туриндустрии (РСТ), Российской Гостиничной Ассоциации (РГА).
Организаторам удалось привлечь 790 компаний из 71 региона России и 50 стран мира.
Впервые на подобных выставках превалировали российские участники. Россию представляют практически все регионы – от Дагестана до Чукотки. Однако самым заметным стал стенд Краснодарского края – лидера российского турбизнеса. Специально для участия в выставке прилетели руководители края и мэры основных курортных городов.
«В 2005 году на курортах Краснодарского края отдохнули более 10 миллионов человек. Несмотря на развитие в последние годы так называемого выездного туризма курорты нашего края ежегодно увеличивают приток отдыхающих в среднем на 20-25 процентов,» – с гордостью поделился цифрами Александр Иванов, вице-губернатор Краснодарского края.
Всерьез своим имиджем решил заняться Сочи. Город надеется принять зимнюю Олимпиаду 2014 года и заручился поддержкой Президента и Правительства РФ. По мнению вице-мэра Сочи Андрея Платонова, у города хорошие стартовые возможности для проведения Олимпиады.
Но самым благополучным среди всех причерноморских курортов оказался Геленджик, который в последние годы всерьез занялся перестройкой туристического хозяйства, а прекрасная набережная этого города вот-вот войдет в Книгу рекордов Гиннеса.
Однако руководителям края придется решать главную проблему – формирование конкурентоспособных цен на отдых, значительную часть которых составляет стоимость транспорта. И если с авиакомпаниями уже несколько лет назад была достигнута договоренность о чартерных рейсах, то с железной дорогой все обстоит иначе.
«В прошлом году билет на чартерный рейс «Москва-Сочи-Москва» можно было купить за 4 200 рублей, что сопоставимо с ценой на аналогичный билет до Антальи». - рассказывает Андрей Уманский, руководитель Департамента комплексного развития курортров и туризма Краснодарского края. – « А вот что касается билетов на железнодорожный транспорт, то это больная тема для всего турбизнеса. Сложилась парадоксальная практика, когда туристическая компания сталкивается с такой ситуацией: железнодорожники готовы прицепить 1-2 вагона к составу. При этом турфирма будет сама нести все риски по наполнению пассажирами. Но выписать билет можно только на одного группового туроператора. Цена на такой билет получается выше, чем на обыкновенный».
Практически без государственной поддержки уже несколько лет развивает внутренний туризм компания «В мире фантазий». Неутомимые энтузиасты предлагают уникальные путешествия практически в любой регион России, большинство из которых проходят под эгидой «Глубокого туризма».
«Активный туризм для нас - это альтернатива пляжному отдыху», - рассказывает Марина Саушкина, генеральный директор компании «В мире фантазий. – «Экскурсионный тур тоже может быть активным, надо только проявить любопытство и желание узнать как можно больше нового. Можно даже и не ехать далеко, а отправиться в Подмосковье на поиск места силы или древнего кургана, загадочной обсерватории или целебного родника. Можно отправиться в пещеры, прыгнуть с парашютом, сплавиться по бурной реке, совершить поход в хорошей, интересной компании, узнав очередную древнюю легенду. Мы стараемся в свои программы привлекать интересных людей: этнографов, археологов, историков. Все это мы назвали термином.
«Глубокий туризм». Как правило, это путешествия в самые интересные уголки мира, России, стран СНГ. Среди наших экспедиций - поездка в Рязань, которую мы назвали "В поисках российского Стоунхенджа". Это и экспедиция на Байкал, во время которой на стенах обсерватории, построенной 5 тысяч лет назад нам удалось найти интересные артефакты древнейшей цивилизации. Одна из наших групп побывала в Чертовом городище, так называемом, месте силы, где два компаса показывают в прямо противоположные стороны, один на юг, другой – на север. Эти летом предстоят также уникальные экспедиции по древним местам Алтая, Монголии и Бурятии».
Тем временем не собираются сбрасывать обороты и традиционные зарубежные курорты. В первую очередь – Турция, которая как всегда широко представила свои возможности. Однако, по оценкам специалистов, в этом сезоне цены на отдых в этой стране повысятся на 15-20 процентов. К тому же, многие отели собираются переходить в расчетах на евро. Активную позицию занимает Китай, который пытается оттянуть на себя значительную часть российских туристов, и представил в России своих ведущих туроператоров.
Тяжелее приходится бывшим советским республикам. Многие из них отпугивают потенциальных российских туристов своими бесконечными революциями и неприязнью к русским. Но и здесь есть исключения. Киргизия после последних политических потрясений повернула в сторону стабильности. Тем не менее, в этой среднеазиатской стране остается доброе отношение к России, где около 2 миллионов киргизов пребывают на заработках, а на их деньги во многом поднимается экономика страны. Киргизия вновь открывает свои курорты, лидером среди которых бесспорно остается Иссык-Куль.
«Мы делаем упор на восстановление наших бывших союзных связей. Но Киргизия – это не только отдых на озере. Это и альпинизм, и эко-туризм, - любой вид приключенческого туризма. Особым спросом пользуется Великий шелковый путь. Кроме того, это и бальнеологическое лечение и курортный отдых. Набирает обороты и так называемый сельский туризм – прогулки на лошадях, проживание в юртах, возможность своими руками изготовить коврик или сделать чашку», – рассказал Акбар Джигитов, начальник управления туризма Министерства промышленности, торговли и туризма Кыргызской республики.
Интересно было увидеть на выставке стенд Ирана, который, несмотря на свою закрытость и строгие законы шариата, все-таки надеется на привлечение в страну иностранных туристов. Вполне возможно, что в свою часть россиян, прежде всего интересующихся древностью, Иран имеет шанс заполучить в свои объятия.
Также древние маршруты представил Ливан. Эта страна готова показать уникальные святыни, среди которых - могила Сима, сына Ноя, место столкновения легендарного правителя Урука Гильгамеша, где он победил монстра Хумбабу.
«Ливан не зря называют «Швейцарией Ближнего Востока», а Бейрут – не иначе как «средиземноморский Париж».
Жители этой маленькой страны очень гордятся тем, что ведут свое начало от финикийцев, осевших здесь в третьем тысячелетии до нашей эры. Клочок красивого средиземноморского побережья протяженностью всего 250 км с незапамятных времен вызывал у многих алчные желания, и за него шли бесконечные войны», – рассказывает Марина Грейзи, президент «Клуба МАТЭ» и «МАТЭ-тур». – «Ливанцы – очень гордый народ. Но это не значит – надменный. Это очень дружелюбная и гостеприимная нация. Здесь радуются, когда видят на улице иностранца, озирающегося по сторонам в восхищении. Им доставляет настоящее удовольствие сознание того, что люди из других стран приезжают к ним специально, чтобы насладиться красотами их родной земли, и они с радостью покажут вам здесь все и расскажут о своей маленькой стране. Не так давно закончилась гражданская война, но уже залечены почти все ее раны, восстановлен в прежнем облике центр Бейрута».