Одни говорят, Го – это колыбель стратегии, другие утверждают, что Го – всего лишь японские шахматы, третьи скромно отмалчиваются, потому как слышат это слово впервые.
Го – это логическая стратегическая игра, Родиной которого является древний Китай, а прибежищем – современная Япония (ведь именно в Японии игра Го получила наибольшее распространение). Го и шахматы вовсе не «братья», скорее, наоборот! Ведь в Го метод победы строится по истинно китайскому принципу «размножайся и заселяй», а не по принципу «нашему царю показали фигу, не простим обиды, умрем все до последнего».
Говорят, чтобы научиться играть в го, требуется пять минут; чтобы научиться побеждать, требуется пять лет.
Правила игры довольно просты. На доску, расчерченную линиями 19 на 19 под прямым углом, по очереди выставляются фишки (их называют камнями) черного и белого цветов. Камни ставятся в перекрестья линий, и двигать их нельзя. Игроки стремятся поставить свои камни так, чтобы оградить на доске как можно больше территории. Если группа камней со всех сторон окружена камнями противника, то она может умереть - прямо-таки блокада получается. Если пустота внутри группы камней поделена пополам, то такая группа называется имеющей два глаза и является бессмертной. Одиночный камень, окруженный со всех сторон, умирает всегда.
Цель игры – набрать больше очков, чем противник. Поэтому в отличие от шахмат игроки в го не заинтересованы напрямую в уничтожении сил противника. Партнеры занимаются сотворчеством – по мере выставления камней черно-белый рисунок на доске усложняется, рождается неповторимая композиция; в итоге побеждает не самый агрессивный, а тот, кто лучше чувствует баланс сил.
В начале партии камни ставятся как можно дальше друг от друга, чтобы распространить свое влияние на максимально большую территорию. В середине игры камни стягиваются в цепи, которые ограждают зоны доски от влияния камней противника. Затем начинается период взаимных вторжений и "пограничных конфликтов". Го требует от игрока умения предвидеть ход игры, составлять и воплощать в партии оптимальный план действий.
10 заповедей Го из книги известного японского Го-мастера, Отакэ Хидэо:
- Чересчур стремящийся к победе не победит.
- Если вторгся в сферу влияния противника, будь снисходительнее.
- Прежде чем атаковать, оглянись на самого себя.
- Отдав камень, борись дальше.
- Отдай малое, возьми большое.
- Если грозит опасность, не задумываясь, отдавай.
- Воздержись, не разбрасывайся.
- Когда противник атакует, непременно отвечай.
- Если противник укрепился, укрепись и сам.
- Если безнадежно изолирован, избери мирный путь.
Однако, Го не только игра, Го – философия.
- Цель игры го - разделить доску между черными и белыми.
Цель Го - оторвать глаза от доски. - Настоящий мастер Го - тот, кто вышел за рамки игры. За рамки игры Го, за рамки результата игры.
- Именно там, вне поля доски, Го начинает проявлять свои свойства. Го развивает и обучает эволюционные центры человека.
- Го учит нас видеть и мыслить.
- Видение означает новые степени восприятия. Степени, которые не достигались нами ранее.
- Мыслить - означает порождать новые идеи. Идеи, которые сами собой становятся реальностью.
В общем, если ты реально хочешь совместить приятное с полезным, интересную игру с самосовершенствованием – выбирай Го! Как минимум лучше компьютерных стрелялок. Жалеть не придется!
Ирина Копченова
Читать эту статью на английском: Go game - antishahmaty