Путешествия

Иерусалим – город распятого Христа - 6 мая 2006 г.

С Елеонской горы открывается прекрасная панорама Иерусалима – святого города для представителей трех мировых религий: Христианства, иудаизма и ислама. Уже при внешнем осмотре столицы удивляешься невообразимому смешению эпох, культур и стилей.

Слева – каменные руины времен Первого и Второго Храмов. Правее видны два серых купола храма Воскресения эпохи крестоносцев. Все это опоясано зубчатой крепостной стеной с черными бойницами, сложенной из могучих известняковых блоков. Это уже постарались турки-османы, правившие Палестиной добрых четыре сотни лет.

Плоские крыши синагог соседствуют с шатрами церквей и стройными как кипарисы мечетями. Среди массива жилых кварталов в обрамлении деревьев «священного сада» – «Харам аш Шариф» на Храмовой горе возвышается огромная золотая сфера. Она покоится на отливающем смальтой голубом восьмиугольнике. Это мечеть Омара или «Купол Скалы», самый величественный монумент Иерусалима и Ближнего Востока.

Раньше здесь стоял не менее впечатляющий Соломонов храм, в котором проповедовали ветхозаветные пророки, предвозвещая пришествие в мир Сына Божия. Старый город-крепость нависает над покрытой оливковыми деревьями и древними надгробиями долиной Иосафата, местом Страшного суда.

Подобно хамелеону Иерусалим умеет менять свой цвет. Днем он обычный – бурый с серым, а вот вечером, на закате вдруг становится опалово-розовым. Дело в том, что основным строительным материалом здесь исстари был местный камень, добываемый в окрестностях города – так называемый «иерусалимский камень». Это редкая разновидность известняка. При шлифовке он становится на ощупь и внешним видом похож на сыр. А когда его используют в виде строительного материала, то сделанные из «иерусалимского камня» дома в лучах заходящего солнца приобретают изумительный розоватый оттенок. Вот и сегодняшним февральским вечером, раскинувшийся на холмах под прозрачным небом город горит огнем, словно отражение небесного Иерусалима.



Последнему, ведь надлежит когда-то спустится на землю! «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего... Стена его построена из ясписа, а город был – чистое золото... А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин», – пишет автор Апокалипсиса (Откр 21:2, 18, 21). Кстати, во времена Христа Иерусалим, по сообщению Иосифа Флавия, имел как раз двенадцать ворот.

Сейчас, правда, из них остались только семь. Причем самые большие из них, выходящие на Елеонскую гору – Золотые, замурованы. Через них когда-то въехал на ослике в сопровождении восторженных толп народа в город Христос. И через них же, согласно иудейскому преданию, придет Мессия в последние времена. Чтобы не пропустить сюда «еврейского пророка», турки-османы, считающие иудеев и христиан «неверными», замуровали ворота камнями. Даже в такой детали принадлежность города одновременно трем религиозным мирам наложила отпечаток на его облик.

После смерти царя Давида его владения были разделены на Израильское и Иудейское царство. А, как известно, «дом разделившийся сам в себе – рухнет»(Мф ). И правда, вскоре Вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим, разрушил Первый храм, и увел евреев в плен. Но уже пол века спустя сюда пришел властелин Кир, который был большим другом иудеев и позволил им частично восстановить главную иудейскую святыню. Позднее, по библейских холмам маршировали фаланги непобедимого Александра Македонского. В I веке до Р.Х. их сменили когорты римлян.

При царе Ироде, который за свою деятельность, жестокость и хитрость был назван Великим, хотя на деле и зависел от воли Рима, Святая Земля достигла большого расцвета. На развалинах Первого Иерусалимского храма был воздвигнут Второй, руины которого сохранились до наших дней. Были построены крепости и дворцы в Иерихоне, Масаде и других местах. В годы правления Ирода родился Христос.

Пройдем в Старый город Иерусалим через Львиные ворота. Свое название они получили из-за украшающих их барельефов с изображениями львов. Здесь в толкотне восточного рынка, зазывных криков торговцев, скорее напоминающих разбойников из сказки про Али Бабу, начинается знаменитая Виа Долороза (Скорбный путь). По этой булыжной улице Иисус шел через бичевание, плевки и насмешки к месту Своей казни – на Голгофу. На Своих израненных плечах, осужденный римлянами на смерть Спаситель нес крест, который есть ни что иное, как наши грехи. Крестный путь связан с библейскими событиями, предшествовавшими рождению Спасителя. Сразу за воротами видим здание монастыря святой Анны – матери Девы Марии, основанного во времена крестоносцев на месте рождения Богородицы. Подземные помещения сохранились с более древних времен. В одном из них можно увидеть вделанную в стену каменную плиту, украшенную иконами. По преданию, на этом месте Анна родила на свет Пречистую Деву Марию.

На всем протяжении Виа Долороза, по различным христианским преданиям, происходила различные события, непосредственно связанные с именем Иисуса. При каждом таком событии страшное шествие прерывалось. Канонизировано 14 таких остановок (станций). Каждая из них отмечена церквями, часовнями, мемориальными досками. Поднимаясь вверх по улице, выходим к школе Эль Омария. Здесь первая остановка на Скорбном пути Господа. Собственно, отсюда и начинается Виа Долороза. От первой остановки Христа каждую пятницу в 3 часа дня монахи-францисканцы устраивают шествие. А две тысячи лет назад здесь был расположен римский преторий. В его северо-восточном углу находилась башня Антония, где, по библейскому преданию, римский прокуратор Понтий Пилат осудил Христа.

Пилат, как известно не хотел смерти Иисуса, поэтому, думая вызвать у народа сострадание к Нему, велел воинам отвести Его во двор и жестоко бить. Римские солдаты, раздев Христа, стали истязать Его. и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, Потом надели на Него багряницу (короткую красную одежду без рукавов) и, сплетши венец из колючего терна, в насмешку возложили Ему на голову, а в правую руку дали трость вместо царского жезла. И насмехались над ним. Они становились на колени, кланялись Ему, говоря: «Радуйся, Царь Иудейский!» Плевали на Него и, взявши трость, били по голове и по лицу Его (Мф 27:27-30)/].

Этот двор, где пытали Иисуса, сохранился до наших дней, его называют «Литостратон». На каменных плитах пола еще сохранились насечки для предотвращения скольжения лошадей по мостовой, и грубо вычерченные римской солдатней круги для игры в кости.

Через улицу Виа Долороза перекинута арка с крытой галереей. Предание гласит, что отсюда Пилат, к которому привел избитого Иисуса в терновом венце и кровавой багрянице, показал Его иудеям, воскликнув: «Се человек». В память этого события арка и носит латинское название «Ecce homo» (лат.– «Вот человек»).

Как известно, Пилат не признал Христа виновным. И в знак своей непричастности к пролитию крови Праведника, погрузил омыл свои руки в чаше с водой. Тем не менее, Христос был осужден на мучительную смерть на кресте, широко применявшуюся римлянами.

Осужденным на распятие полагалось нести свой крест. Поэтому воины возложили на плечи Спасителю изготовленный из дерева крест Его и повели на место, назначенное для казни. Это был холм, который назывался Голгофой, или «лобным местом», то есть возвышенным. Сейчас это территория Храма Воскресения. А в старину Голгофа находилась к западу от Иерусалима недалеко от ворот которые назывались Судными.

8 мая читайте продолжение материала "Иерусалим – город распятого Христа".

Материал предоставлен порталом "Седмица.РУ".