До начала 21 века полеты обывателя в космосе было трудно себе представить. Сейчас все кардинально изменилось. Слетать на Мальдивы или сфотографироваться на фоне Тибета? Конечно это все здорово. Однако медленно, но верно обороты набирает новый вид туризма - космический.
Читайте также:
Музеи мира: в Нидерландах – секс, а в Германии - мышеловки
Начало этой тенденции положил Денис Тито - американский бизнесмен, с детства бредивший полетом в космос. И, заработав приличное состояние, 21 апреля 2001 года, осуществил ее, совершив полет в космос в составе экипажа российского ТМ 32.
Остальные крайне обеспеченные люди также заинтересовались подобной возможностью. Почему бы не осуществить свою мечту, если тебе это по карману? Следующим в космос полетел бизнесмен из ЮАР с «космической» фамилией Марк Шаттлворт. Тито и Шаттлворт заплатили Федеральному российскому космическому агентству по 20 миллионов долларов США. Начало положено.
Главное - заплатить нужную сумму. И масса эксцентричных миллиардеров готова платить эти деньги и даже больше, чтобы наконец-то попасть в космос. Причем, некоторые летят туда не только ради развлечения. К примеру, мультимиллионер Грегори Олсен отправился в космос ради того, чтобы продолжить изучение физики и оптики.
Конечно, деньги решают многое, но и здоровье вносит свои коррективы. Тому же Олсену пришлось ждать целый год, прежде чем он был допущен к полету по состоянию здоровья.
Но космический туризм не остается уделом исключительно людей с большими деньгами. Аноуше Ансари - американка иранского происхождения, отправилась в космос проводить научные работы, не являясь профессиональным космонавтом. Она стала дублером космического туриста Дайсукэ Эномото, который не смог принять участие в полете – и снова по состоянию здоровья. Ансари провела в космосе три научных эксперимента.
Сейчас, многие крупные компании поговаривают о строительстве специальных туристических станций, способных вместить в себя около 20 человек на определенный срок. Некоторые компании разрабатывают проекты по строительству гостиниц на Луне. Космос еще не скоро станет общедоступным, но начало уже положено.
Вокруг космического туризма даже развернулись нешуточные общественные дискуссии. К примеру, Еврокомиссия в лице вице-президента Гюнтера Ферхойгена, выступила с осуждением космического туризма за его элитарный характер. «Это только для богатых, что противоречит моим социальным убеждениям», - говорит чиновник. Резкую реакцию с его стороны вызвало заявление EADS Astrium, космического подразделения европейского авиаконсорциума EADS - о строительстве космического корабля, который сможет отправлять туристов в космос на короткий срок уже с 2012 года.
Несмотря на свой все еще полуфантастический характер, космический бизнес (пока, кстати, остающийся монополией Росавиакосмоса), привлекает все больше и больше бизнесменов. Люди готовы вкладывать свои деньги в его развитие. Например, в России появилось космическое тур-агентство «Вежитель», опубликовавшее расценки на подготовку к полетам в невесомости.
Они, кстати, недавно существенно подросли – по заявлениям Росавиакосмоса, из-за роста цен на комплектующие ракет-носителей. Однако космическое ведомство РФ не собирается резать курицу, несущую золотые яйца. По словам начальника управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексея Краснова, слишком завышать цены на полеты они не станут, чтобы не потерять крайне перспективный рынок. Уже говорит о том, что к космическому туризму создалось очень серьезное отношение.
Теперь в «космическую гонку» включаются банки, которые заявляют о готовности выдавать кредиты желающим полететь в космос. Например, некий Чешский банк накануне заявил накануне о готовности кредитовать космических туристов. Пока это, конечно, больше смахивает на рекламный ход, нежели на реальное предложение, но определенная тенденция намечается.
Конечно, романы Шекли и Бредбери в этом плане еще нескоро станут «пророческими», до полного освоения космоса каждым желающим пройдет еще очень много времени. Но, подождем-увидим, может быть, в конце концов сбудутся строчки старой советской песни, утверждающие, что на Марсе обязательно будут расти яблони.
К этому можно добавить еще, что когда-нибудь на компьютерах простых обывателей в папках с фотографиями, наряду с обычными «Мы в Крыму 2228», появятся, скажем, «Мы на Юпитере «2229».
Григорий Туманов
Читать эту статью на английском: In the space for a walk